Пикалова анна владимировна критерии эффективности соревновательной деятельности юных теннисистов лет. Оценка эффективности соревновательной деятельности Проблема оценки эффективности соревновательной деятельности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1.1. Анализ соревновательной деятельности в спортивных играх, в том числе в теннисе.

1.1.1. Структура соревновательной деятельности в индивидуальных спортивных играх.

1.1.2. Система спортивных соревнований.

1.1.3. Календарь соревнований.

1.1.4. Индивидуальная система спортивных соревнований.

1.1.5. Соревновательный метод подготовки.

1.2 Проблема оценки эффективности соревновательной деятельности. Объективные и субъективные критерии этой деятельности.

1.3 Модельные характеристики соревновательной деятельности юных теннисистов.

1.3.1.Модельные характеристики общего соответствия подготовленности и игры принципам передовой соревновательной деятельности.

1.3.2. Модельные характеристики психологической подготовленности.

1.3.3. Модельные характеристики теоретической подготовленности

1.3.4 Модельные характеристики спортивной техники.

1.3.5 Модельные характеристики физической подготовленности

1.3.6 Модельные характеристики соревновательной деятельности, стратегии и тактики.-

1 л Психслспгчсс^с усливим эффективности соревновательной деятельности юных теннисистов.

1.4.1. Психические и морфофункциональные особенности младшего школьника.

1.4.2. Психические и морфофункциональные особенности подростка.

1.5. Роль эмоций, мышления, самооценки и уровня притязаний в эффективности соревновательной деятельности юного теннисиста.

1.5.1. Эмоции.

1.5.2. Мышление.

1.5.3. Самооценка и уровень притязаний.

1.6. Резюме по главе.

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1 Задачи исследования.

2.2 Методы исследования.

2.2.1 Анализ литературных источников.

2.2.2 Методы оценки и анализа соревновательной деятельности

2.2.3 Методы оценки технической подготовленности.

2.2.4 Методы оценки физической подготовленности.

2.2.5 Методы оценки функциональных особенностей психики.

2.2.6 Мотивационная структура уровня притязаний.

2.2.7 Методы математической статистики.

2.3 Организация исследования.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ 10-11 ЛЕТ.

3.1. Результаты исследования общепринятого в теннисе критерия эффективности соревновательной деятельности теннисиста - рейтинга.

3.2. Показатели оценки соревновательной деятельности.

3.3. Показатели оценки техники.

3.4. Показатели оценки физической подготовленности.

3.5. Показатели оценки психофизиологических особенностей.

3.6 Показатели оценки уровня притязаний.

ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ 10-11 ЛЕТ.

4.1.Корреляционная структура всех критериев эффективности соревновательной деятельности в группе девочек-теннисисток 10-11 лет

4.2.Корреляционная структура всех критериев эффективности соревновательной деятельности в группе мальчиков-теннисистов

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

  • Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса юных теннисистов 8-10 лет с использованием методов саморегуляции 2004 год, кандидат педагогических наук Линькова, Анна Михайловна

  • Система формирования специальной подготовленности юных спортсменов на этапах многолетней подготовки в индивидуальных игровых видах спорта: На материале настольного тенниса 2002 год, доктор педагогических наук Матыцин, Олег Васильевич

  • Педагогические условия формирования психологической готовности юных теннисистов к соревнованиям в учебно-тренировочном процессе 2007 год, кандидат педагогических наук Жупанова, Екатерина Владимировна

  • Тактико-психологическая подготовка в зависимости от когнитивных способностей теннисистов 13-16 лет 2012 год, кандидат педагогических наук Нгуен, Куок Хай

  • Применение технических средств в учебно-тренировочном процессе теннисистов 13-14 лет 2006 год, кандидат педагогических наук Хельбик Рафал

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Критерии эффективности соревновательной деятельности юных теннисистов 10-11 лет»

Актуальность темы. Российский теннис переживает период очевидных успехов. Мастерство Е. Кафельникова, М. Сафина, М. Южного, Е. Дементьевой, В. Звонаревой, А. Мыскиной и ряда других заслужило международное признание. Эти успехи послужили мотивом и примером для занятий теннисом многих тысяч юных теннисистов. К примеру, в классификации участников Российского теннисного тура 2003 года, представлено более 6 тысяч юных теннисистов. Каждый из этих участников, а также их родители, нуждается в своевременной и корректной оценке успехов соревновательной деятельности.

В работах С.П.Белиц-Геймана, А.П. Скородумовой, И.В.Всеволодова, и др. отражены подходы к критериям эффективности подготовки теннисистов различных возрастов, однако они не заявлены авторами в качестве модельных характеристик вообще, и с учетом возраста теннисистов в частности.

Юные спортсмены, проявившие себя в возрасте 10-11 лет, в дальнейшем исчезают из тенниса по ряду причин, перестают выступать в соревнованиях. Обращает на себя внимание тенденция «натаскивания» любыми средствами детей в этом возрасте на победу в турнирах и зарабатывания рейтинга.

Однако дальнейший рост мастерства теннисистов зависит в первую очередь от улучшения подготовки в так называемый «фундаментальный период». Международный и отечественный опыт показывает, что почти 90% сильнейших теннисистов мира начали свои занятия теннисом в возрасте 5-7 лет и только к 14-16 годам имели заметные успехи среди сверстников на международном уровне.

Результаты соревновательной деятельности юных теннисистов 10-11 лет не определяют основу подлинного мастерства из-за форсирования подготовки, диспропорций в освоении техники и тактики, недооценки развития двигательных и психических качеств.

Важным условием решения этой задачи является разработка критериев эффективности соревновательной деятельности для юных теннисистов. Они призваны стать важным ориентиром для тренеров и спортсменов при построении процесса спортивной подготовки, и являются важным условием и инструментом педагогической деятельности в части оценивания результатов деятельности и соответствия этих оценок способностям.

В связи с этим, перед нашим исследованием была поставлена следующая цель - разработка и обоснование критериев эффективности соревновательной деятельности (СД) юных теннисистов 10-11 лет.

Объект исследования - процесс подготовки юных теннисистов.

Предмет исследования - соревновательная деятельность юных теннисистов 10-11 лет.

Гипотеза исследования. Мы исходили из предположения о том, что результаты соревновательной деятельности на начальном, фундаментальном периоде подготовки теннисистов далеко не всегда становятся подлинной основой мастерства из-за форсирования подготовки, диспропорций в освоении техники и тактики, недооценки развития двигательных и психических качеств. Разработанный нами комплекс критериев эффективности соревновательной деятельности будет являться ориентиром и предпосылкой дальнейшего повышения эффективности подготовки юных спортсменов.

Научная новизна работы связана с рядом оригинальных результатов, полученных в результате исследования:

Выявлено и доказано, что главный, общепринятый критерий эффективности соревновательной деятельности теннисиста - рейтинг, для юных спортсменов 10-11 лет не является значимым в процессе подготовки; выделены качества, свойства личности и показатели подготовленности, значимо связанные с эффективностью СД теннисистов 1011 лет, а также определены их оптимальные уровни, которые можно рассматривать как основные критерии эффективности СД юных теннисистов;

Разработаны оценочные шкалы по каждому из критериев эффективности СД

Теоретическая значимость работы состоит в комплексном подходе к критериям эффективности соревновательной деятельности, базирующимися на взаимном опосредовании результата соревновательной деятельности юных теннисистов и свойств личности, необходимых для ее осуществления. Такой подход в теннисе впервые является предметом научного исследования.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется его прямым предназначением для использования в процессе подготовки юных теннисистов. Разработанный и изложенный в диссертации комплекс критериев эффективности СД теннисистов 10-11 лет может быть непосредственно использован для внедрения в работу специализированных теннисных клубов и детско-юношеских спортивных школ.

Результаты НИР по теме диссертации внедрены (в диссертации представлены два акта внедрения) в практику подготовки юных теннисистов СДЮШОР «Олимпиец», СДЮШОР ЦСКА, теннисного клуба «Балашиха» и в практику проведения смотров-конкурсов «Олимпийские надежды России».

Также автором было подготовлено письмо в Федерацию Тенниса России (ФТР), в котором изложены ряд предложений по изменению регламента Российского Теннисного Тура, а также расширению системы проведения смотров-конкурсов практически перед всеми основными турнирами. Письмо рассмотрено и одобрено на тренерском совете РТТФТР.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Главный критерий эффективности соревновательной деятельности теннисиста - рейтинг, для юных спортсменов 10-11 лет не является значимым в процессе подготовки.

2. Основные критерии эффективности соревновательной деятельности юных теннисистов относятся не только к различным видам подготовленности, но и к эмоционально-волевым, психомоторным, интеллектуально-позновательным сферам жизнедеятельности человека.

3. Использование оценочных шкал по каждому из критериев эффективности соревновательной деятельности дают возможность повысить качество отбора перспективных теннисистов и индивидуализировать их спортивную подготовку.

Заключение диссертации по теме «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», Пикалова, Анна Владимировна

10. Результаты исследования показателей развития физических качеств подтверждают общепринятые представления о доминирующей роли скоростных качеств для спортсменов этой возрастной группы.

Показатели тестирования скоростно-силовых, скоростных качеств и скоростной выносливости несомненно в первую очередь могут быть использованы в качестве оценки соответствия критериям эффективности СД.

11. Таким образом, критерии эффективности СД юных теннисистов 10-11 лет носят комплексный характер и характеризуют их личность, психофизиологические особенности и спортивную подготовленность.

12. Разработаны 10-бальные (процентильные) оценочные шкалы по каждому из изученных показателей, которые позволяют сопоставить экспериментальные данные между собой и с критериями СД. Это дает возможность выявить индивидуальные особенности теннисиста 10-11 лет и дать рекомендации по отбору перспективного к достижению высоких спортивных результатов контингенту.

13. Практические рекомендации, разработанные в ходе работы по индивидуализации тренировочного процесса и управлению спортсменом в ходе СД, включают комплекс игровых упражнений на корте и вне его. Также психолого-педагогические рекомендации, которые были успешно апробированы и затем внедрены в практику работы спортивных школ и теннисных клубов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Пикалова, Анна Владимировна, 2004 год

1. Абельская Р. С. Мышление теннисиста в процессе решения тактических задач // Вопросы психологии спорта. М., 1955. - С. 125-155.

2. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во Казанского университета, 1987. - 262 с.

3. Авена Г.А. Поэтапный контроль функциональной готовности юных теннисистов//Теннис: Ежегодник. М., 1980. - С.6-11.

4. Алексеев A.B. Система АГИМ. М.: 1995. - 88 с.

5. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций: Сборник М.: Наука, 1973.- С. 5 - 62.

6. Асмолов А.Г. Практическая психология как фактор конструирования пространства личности / В кн. Психология с человеческим лицом. М.: Смысл, 1997.-С. 339-349.

7. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. -367 с.

8. Бабаева И.Д. Оценка состояния юных теннисистов по целевой точности ударов в разных условиях: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1988. -22 с.

9. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В. А. Программирование в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1986. - 192 с.

10. Бальсевич В.К. Естественно-научные предпосылки разработки высоких технологий подготовки спортивной элиты // Моделирование управления движениями человека / Под ред. Шестакова М.П. и Аверкина А.Н. М.: СпортАкадемПресс, 2003. - С. 203 - 221.

11. Белиц-Гейман С. П. Теннис: Учебник. М.: Физкультура и спорт, 1977. - 222 с.

12. Белиц-Гейман С. П. Анализ и оценка соревновательной деятельности теннисиста // Теннис: Ежегодник. М., 1982. - С.5-8.

13. Белиц-Гейман С.П. Вопросы анализа и обоснования техники // Теннис: Ежегодник. М., 1978. - С.30-33.

14. Белиц-Гейман С.П. Искусство тенниса. М. : Физкультура и спорт, 1971.-411 с.

15. Белиц-Гейман С.П. Олимпийский прицел: мастерство поддается моделированию // Теннис: Ежегодник. М., 1984. - С. 4-9.

16. Белиц-Гейман С.П. Опыт подготовки сильнейших теннисистов и проведение соревнований в Австралии. Тенденция развития мирового тенниса, анализ выступлений советских игровиков в австралийских международных турнирах: Метод, письмо.- М.: ГЦОЛИФК, 1972. 29 с.

17. Белиц-Гейман С.П. Основные положения стратегии и тактики игры // Теннис: Ежегодник. М., 1977. - С.30-38.

18. Белиц-Гейман С.П., Заржецкий К.Л. Теннис. М.: Физкультура и спорт,19

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Актуальность педагогического анализа и объективной оценки уровня мастерства в спортивных единоборствах заключается, прежде всего в том, что именно в самой соревновательной деятельности (СД) заключена информация, которая, необходима для прогнозирования и управления тренировочным процессом.

Большое значение соревнований определяется несколькими причинами. В условиях тренировок удаётся создать лишь приблизительную соревновательную обстановку, тогда как в соревнованиях обычно значительно полнее используются рабочие потенциалы организма.

Отсюда возникают особенно эффективные стимулы адаптации к максимальным нагрузкам.

Только в условиях соревнований, возможно полностью развить способность наивысшей мобилизации собственных сил и целесообразного их использования.

В условиях объективной соревновательной ситуации деятельность каждого участника сравнивается при помощи определённого стандарта с деятельностью другого человека.

Стандартом могут быть результат деятельности другого человека, модельный уровень выступления или же собственный результат, показанный в прошлом.

Основным признаком, отличающим соревновательную ситуацию от других ситуаций сравнения, является то, что критерии сравнения известен человеку, который оценивает результат выступления.

Анализ соревновательных поединков в спортивных единоборствах представляет значительную трудность. Предполагалось, что с момента сигнала судьи к началу борьбы и до её остановки решаются определённые микрозадачи, которые обуславливают в конечном счёте достижение цели в поединке, в соревнованиях. Иначе говоря, анализ соревновательного поединка по фрагментам позволит более логично представить сущность соревновательного противоборства.
Соревновательный поединок в боксе, по мнению О.В. Кравченко и др., характеризуется взаимодействиями боксёров и рефери. В результате этого взаимодействия возникают остановки поединка. Количество остановок, их длительность, порядок следования друг за другом, частота их повторений, ритм - всё это должно учитываться в учебно-тренировочных занятиях.

Анализируя поединок в боксе, О.В. Кравченко и др. выделили два типа фрагментов: 1) эпизод; 2) пауза.

Поэтому можно сказать, что каждый раунд поединка боксёра состоит из нескольких эпизодов и пауз. На основе данных, полученных при регистрации соревновательной деятельности поединка, определялись:

1) количество эпизодов и пауз в каждом раунде.

2) длительность эпизодов и пауз;

3) количество атак боксёров.

Существуют различные способы изучения соревновательной деятельности боксёров. Ограничимся описанием наиболее эффективных из них.

В поединке обычно выделяют отдельные действия и их сочетания, отражающие физическую, технико-тактическую подготовленность боксёров. К ним относят прежде всего удары и защиты.

О.П. Фроловым, например, предложено определить количество наносимых и дошедших до цель ударов. Нам основе этих данных можно оценивать эффективность боевых действий. Делается это с помощью вычисления коэффициентов эффективности атакующих и защитных действий. Коэффициент атаки есть отношение числа ударов, дошедших до цели, к числу всех ударов, нанесённых боксёром.

Коэффициент защиты — это отношение числа парированных ударов к общему числу ударов, нанесенных атакующим. Сумма этих двух коэффициентов и представляет собой обобщенный коэффициент эффективности боевых действий. Допустим, боксер А нанес боксеру Б 100 ударов, из которых лишь 20 достигли цели. В свою очередь боксер Б нанес боксеру А 120 ударов, 30 из которых дошли до цели. Вычислим соответствующие коэффициенты обоих боксеров.

Коэффициент атаки боксера А равняется 0,2 (20:100), а коэффициент защиты — 0,75 (90: 120). Коэффициент эффективности боевых действий боксера А составит 0,95 (0,20+0,75). Соответственно коэффициенты атаки, зашиты и боевых действий боксера Б равны 0,25; 0,80 и 1,05. Таким образом, на основе полученных показателей можно утверждать, что боксер Б атакует и защищается эффективнее, чем его соперник.

Зная величины указанных коэффициентов спортсмена и сравнивая их с показателями основных конкурентов или со средними показателями группы боксеров такого же класса, можно выявлять его сильные и слабые стороны (эффективность атакующих и защитных действий) и вносить соответствующие коррективы в тренировочный процесс.

Само число наносимых ударов также дает ценную информацию о соревновательной деятельности боксеров. Оно отражает так называемую плотность ведения боя, которая во многом определяет мастерство и спортивный результат боксеров. Например, известно, что спортсмены высокой квалификации и победители соревнований наносят ударов больше, чем боксеры более низкой квалификации и аутсайдеры.

Подсчитывая число ударов и защит разных видов, а также определяя эффективность их, можно выявить некоторые особенности индивидуальной манеры ведения боя, а также находить погрешности в отдельных боевых действиях. При этом можно фиксировать самые различные боевые действия (например, атакующие, встречные и ответные удары или защиты с помощью рук, ног и туловища).

По числу таких действий можно, например, определить, какая форма боя характерна для ведущих боксеров мира, страны или отдельного спортсмена. Если преобладают атакующие удары, значит, спортсмены предпочитают атакующую форму боя, а боксеры, ведущие бой в ответной контратаке, больше наносят ответных ударов.

Вычисляя коэффициенты эффективности атакующих, встречных или ответных ударов, можно установить результативность и наметить пути совершенствования их.

Аналогично борьбе, боксу, фехтованию выглядит и ситуация со спортивным каратэ.

Упомянутыми способами оценивают многие действия и ситуации, встречающиеся на ринге, борцовском ковре или татами, однако в большинстве случаев выбор показателей соревновательной деятельности произволен. С целью устранения этого недостатка Ю. Б. Никифоровым был разработан подход, основанный на теории деятельности А. Н. Леонтьева.

В соответствии с этой теорией в структуре любой деятельности можно выделить действия и операции. В ударных единоборствах действием является определенная тактическая задача, осуществляемая в бою, а операциями считаются приемы и комбинации, составляющие действие (различные удары, защиты, передвижения, комбинации и т. д.).

На первом уровне исследования относительно самостоятельными единицами анализа являются отдельные действия, направленные на решение основных тактических задач. Выделяются следующие основные действия: разведывательные действия, способствующие осуществлению избранной тактики ведения боя; действия, обеспечивающие перестройку тактики ведения боя; ситуативные и подготовительные действия.

Существующая практика исследования соревновательной деятельности показывает, что регистрация действий спортсменов в поединке осуществляется разными способами. Для подсчета ударов в боксе, например, применяются специальные устройства (счетчики, шагомер) или привлекают к работе нескольких контролеров.

В большинстве случаев для регистрации показателей соревновательной деятельности проводится формализованная запись боевых действий.

Данный способ, на наш взгляд, является оптимальным. Система формализованной записи всех параметров атакующих и защитных действий позволяет при последующем анализе совместно с экспертами получить максимально возможную информацию о характерных особенностях соревновательной деятельности спортсмена.

По мнению М. А. Годика, методы и объекты контроля, используемые в соревнованиях по боксу, борьбе, фехтованию, касаются оценки объема, разносторонности и эффективности атакующих и защитных действий. Их значения в единоборствах варьируют в широких пределах, и поэтому надежность повторных измерений обычно не бывает высокой. Тем не менее использовать результаты контроля СД в единоборствах ложно в следующих направлениях:

1) как количественные ориентиры, на основе которых нормируется тренировочная нагрузка. Так, например, если соотношение действий, проведенных борцами в партере и стойке, в соревнованиях составляет в среднем 53 и 47%, а частный объем приемов в партере, выполняемых спортсменами различных весовых категорий, колеблется от 38 до 72%, то по-видимому, в этих же пределах должны варьировать и тренировочные объемы специализированных упражнений;

2) по результатам контроля можно оценивать эффективность соревновательных действий спортсменов. Так, например, контролируя СД фехтовальщиков, в частности рапиристов, было установлено, что 68,5% атак завершается уколом прямо и только 12,5% — переводом кнаружи. Такое соотношение атакующих действий нельзя признать эффективным, и поэтому необходимо изменить соотношение объемов тренировочных атакующих действий, а также тактику ведения поединков.

Для проведения анализа соревновательной деятельности применяются различные способы стенографирования (нотационной записи) с помощью специальных символов (Г. С. Туманян) и существует следующий алгоритм ее исследования:

1) фиксирование действий борцов в поединках;
2) составление сводных протоколов;
3) математическая обработка для определения конкретных показателей и характеристик;
4) анализ и интерпретация полученных результатов соревновательной деятельности.

Однако на сегодняшний день все еще не разработано единой унифицированной методики оценки соревновательной деятельности, для ее характеристики используются трудносопоставимые и зачастую по-разному трактуемые показатели. При этом, большинство критериев, применяемых в исследованиях по борьбе, не соответствуют специальным метрологическим требованиям.

А. А. Новиков и др. разработали и представили околопредельные показатели соревновательной деятельности в разных видах единоборств. По их мнению, до околопредельным значений показателей соревновательной деятельности, когда их математическая модель стремится к 1, еще далеко, и чем больше расхождение с предельным значением модели, тем больше возможностей управления совершенствованием технико-тактического мастерства спортсменов.

По данным А. А. Новикова и др., динамика надежности атакующих действий по видам единоборств выглядит следующим образом: бокс — 0,2: дзюдо — 0,4; фехтование — 0,6; вольная борьба — 0,65; греко-римская борьба — 0,7; надежность защитных действий; бокс — 0,4; дзюдо — 0,6; фехтование — 0,4; вольная борьба — 0,8; греко-римская борьба — 0,8.

По показателям специальной функциональной подготовленности такие модельные характеристики соревновательной деятельности, как плотность технических действий и интервалы атаки во всех видах единоборств из 100% не приближаются к околопредельному: бокс — 39%, дзюдо — 22%, фехтование — 21%, вольная борьба — 30%, греко-римская борьба— 35%.

Анализируя текущие вышеперечисленные значения соревновательной деятельности в зависимости от околопредельных значений модели, разрабатывают элементы стратегического планирования подготовки в годичном цикле по каждому виду спортивных единоборств.

Так, например, в боксе, дзюдо и фехтовании необходимо расширить арсенал надежных атакующих технических действий. Большой диапазон совершенствования защитных действий имеют фехтование и бокс. Рассматривая плотность технических действий в соревновательных поединках, следует отметить низкий уровень текущих значений по всем видам единоборств, что может быть оценено как основной резервный фактор совершенствования на данном отрезке времени.

Анализ соревновательной деятельности спортсменов высшей квалификации необходим для создания формализованной «модели чемпиона», представляемой чаще всего в виде совокупности модельных характеристик различных сторон подготовленности. Кроме того, он позволяет получить представление о резервных возможностях совершенствования отдельных элементов структуры подготовленности. С помощью численных значений показателей соревновательной деятельности отдельного спортсмена в конкретных соревнованиях можно объективно оценить его индивидуальную подготовленность и степень рассогласования с моделью соответствующего квалификационного уровня, внести необходимые коррективы в тренировочный процесс, наметить рабочую программу на последующие этапы подготовки. Сопоставление динамики индивидуальных показателей соревновательной деятельности в ряде турниров с показателями тренировочной деятельности ведет к выявлению целесообразности применения тренировочных воздействий, степени их адекватности задачам подготовки.

Для видов спортивных единоборств, где отсутствуют количественные оценки результата, проблема анализа соревновательной деятельности является необходимым условием разработки прогнозируемых модельных характеристик, как основного звена системы управления подготовкой спортсменов высокого класса.

В спортивной борьбе определены следующие информативные коэффициенты: разнообразие техники (РТ), эффективность техники (ЭТ), надежность защиты (НЗ), интервал атаки (ИА), средний балл боя (СрБ) .

Математическая выраженность данных коэффициентов характеризует уровень мастерства спортсмена и его индивидуальность. На основе анализа характеристик соревновательной деятельности разрабатываются модельные характеристики, уровень достижения которых должен обеспечить выполнение задач подготовки.

Контроль над соревновательными воздействиями на спортсмена имеет два направления:

  1. Контроль соревновательных результатов.
  2. Оценка эффективности соревновательной деятельности.
Рассмотрим смысл этих направлений .

Контроль над результатами спортсмена в соревнованиях заключается в оценке эффективности его выступления в определённом цикле подготовки и затем в главном соревновании года. Как правило, мы имеем такую цепочку подготовки спортсменов в единоборствах: первенство клуба - города - области - федерального округа - России и т.д. Динамика показателей результатов спортсмена в этой цепочке соревновательной деятельности используется как критерий, позволяющий оценить состояние развития спортивной формы спортсмена.

Оценка эффективности соревновательной деятельности дзюдоистов оценивается по методике, разработанной в отделе единоборств ВНИИФК, и включает в себя следующие показатели:

  • активность ведения поединка (А);
(атак в минуту), где

Количество оцененных атакующих действий борца.

Количество реальных атакующих действий.

Общее время борьбы.

Активность косвенно характеризует двигательную и функциональную подготовленность дзюдоистов.

Где - количество попыток выполнения всех технико-тактических действий

Время схватки, либо единица времени

  • надежность выполнения технико-тактических действий (Н)
,

Где - количество оцениваемых приемов

  • результативность выполнения атакующих действий в дзюдо (Р)

Где - средняя оценка в условных единицах (где кока = 1 у.е.,
юко = 3 у.е., вази-ари = 5 у.е., Иппон = 10 у.е.).

в других видах «надёжность атакующих действий»

N - количество оцененных атакующих действий

N- количество попыток выполнения всех технико-тактических действий

Технико-тактический показатель «Надёжность защиты» характеризуется способностью дзюдоиста противостоять атакующим действиям противника.

H =(N пр- n пр)/ n пр*100%

Где Nпр - количество проигранных оценок

Nпр - общее количество атакующих действий противника.

Из множества показателей соревновательной деятельности необходимо выбрать только информативные, которые и должны измеряться в ходе контроля. (привести пример из других видов спорта).

Спортивная борьба в пауэрлифтинге проводится с косвенным влиянием со стороны соперника. Чтобы победить равного по силам соперника или показать свои наилучшие результаты, атлету нужно наилучшим образом использовать имеющиеся в его распоряжении подходы к штанге и возможно лучше распределить свои силы. Намеченному тактическому плану должны соответствовать организация тренировок и «схема» выступлений на соревнованиях. Организационные мероприятия проводятся заблаговременно, и непос­редственно перед соревнованиями, и на самом соревновании.

Мероприятия, проводимые задолго до соревнования, преследуют, в частности, цель так организовать тренировку, чтобы атлет заранее мог адаптироваться к специфическим условиям соревнования. Для этого необходимо установить, когда, где и в какое время суток оно будет проводиться. Чтобы составить себе представление о продолжительности соревнований, внести коррективы в расстановку атлетов по весовым категориям, оптимально спланировать начальные веса, важно знать, сколько тяжелоатлетов участвует в каждой весовой категории и кто именно.

В мероприятиях, проводимых непосредственно перед соревнованиям, уточняются сведения о сопернике. О его результатах в приседаниях и жиме лёжа на тренировках. О состоянии спортивной формы, о результатах, показанных на последних соревнованиях, о его весе сейчас и весе при достижении лучших результатов. О степени легкости подъема: штанги на соревновательных тренировках, о зависимости достижений в жиме лёжа и становой тяги, об его вероятной тактической установке. Все это подлежит оценке.

Предварительный план тактических действий - расчет подходов, определение размеров весовых надбавок основывается на ряде очень значимых многогранных, и сочетающихся между собой факторов Физической, спортивно-технической и психической работоспособности атлета. Тщательно наблюдая за ним в процессе тренировки и контролируя его достижения, тренер должен перед соревнованиями иметь четкое представление о возможностях своего подопечного.

План расчета подходов надо составлять заблаговременно и достаточно точно, чтобы непосредственно перед началом соревнований не возникли сомнения. Возможны коррективы плана в процессе соревнований, нередко они зависят от факторов, связанных как с соперниками, так и с самим спортсменом.

Важную тактическую задачу спортсмену приходится решать во время взвешивания перед соревнованиями. Атлет, у которого меньше вес на взвешивании, будет победителем в случае одинаковой с соперниками суммы троеборья. Поэтому он может добиться победы, дублируя подходы соперника.

Иногда атлеты настолько свыкаются с намеченным планом выступления, что потом не решаются даже на крайне необходимые поправки и изменения в ходе соревнований. Важно всегда быть готовым к возможным тактическим коррективам, если этого потребуют обстановка, самочувствие.

В ходе разминки перед соревнованием тренеру особенно важно определить работоспособность, координационные возможности, общее самочувствие, психологическую готовность спортсменов. Тренер должен не только уловить технические ошибки атлета, но и определить, насколько он в состоянии управлять своими эмоциями, как относится к предстоящему выступлению: хочет соревноваться или готовится к выходу на помост как к неприятной необходимости.

Первый подход (к начальному весу) в приседаниях, жиме лёжа, становой тяги очень ответствен, к нему нужно относиться с полной сосредоточенностью. Удачный подъем штанги в первом подходе дает возможность избежать нулевой оценки, прочувствовать вес, настроиться, приобрести уверенность в успешности следующих подходов. Благодаря этому возможные сомнения, тревога уступают место соревновательному энтузиазму, необходимой мобилизационной готовности.

Во втором подходе ставится задача развить успех и, как правило, показать наилучший по уровню готовности атлета спортивный результат. В зависимости от удачи первого подхода, легкости выполнения упражнения, самочувствия атлета, варианта надбавки веса и действий противников вес штанги во втором подходе может увеличиваться на 2,5, 5, 7,5, 10 кг и более.

Увеличение веса штанги для второго, подхода на 2,5 кг практикуется редко, обычно в тех случаях, когда начальный вес поднят с очень большим трудом или· для выигрыша соревнований можно ограничиться минимальной надбавкой. Как правило, атлеты набавляют по 5 кг. Увеличение веса штанги на 7,5 кг осуществляется, когда атлет уверен в успешном подъеме штанги и в то же время такой надбавки достаточно для победы или она заставит соперника идти на сомнительный для него вес.

Вес штанги во втором подходе на 10 кг увеличивают чаще всего тогда, когда начальный вес поднят безупречно и с исключительной легкостью. Кроме того, в случае неожиданного срыва при следующем подходе он не сможет повлиять на занятое место. Такая надбавка веса может быть целесообразна и в ситуациях, когда для победы необходим риск.

В третьей попытке атлеты пытаются увеличить свой предельный результат или компенсируют неудачу второго подхода (с тем же весом штанги), а иногда для проверки своих возможностей пытаются поднять рекордный для себя вес. Надбавка веса штанги для третьего подхода чаще всего 2,5 кг, реже 5 кг и в исключительных случаях больше.

Успешное выступление команды в соревнованиях зависит от качества выступления каждого зачетного участника. Нередко тактические просчеты приводят к нулевым оценкам. Поэтому в ответственных командных соревнованиях завышения начальных весов недопустимы. Прежде всего, необходимо следить за весовым режимом участников: учитывать, при каком лишнем (сверх нормы) весе были показаны предельные результаты на тренировках.

Важно знать, как велико влияние сгонки веса на результат. Исследования и обобщение опыта выступлений в соревнованиях показывают, что сгонка веса тела спортсмена на 2 кг приводит к снижению результата до 2,5 кг при сгонке веса на 2- 3 кг - уже до 5 кг. При сгонке веса на 3- 4 кг результаты уменьшаются на 5 кг и более. При уменьшении веса на 4- 5 кг результаты снижаются на 7,5 кг.

В ответственных командных соревнованиях тактический план обсуждается совместно с тренером и командой. Здесь необходимо, действовать, прежде всего, в интересах коллектива. Поэтому начальный вес на таких соревнованиях должен быть на 7,5 - 10 кг. А иногда, и на 15 кг меньше предельного результата на данном этапе подготовки спортсмена. Очень осторожно определяется начальный вес для атлетов, сгоняющих вес, и для атлетов, перешедших в следующую весовую категорию. Новый предельный результат, впервые показанный на пред соревновательных тренировках, еще не дает основания считать, что он будет, достигнут и в соревновательной обстановке. Таким: атлетам опасно начинать соревнования с веса штанги, который еще ни разу не был поднят на соревнованиях.

Учитывая техническую подготовленность атлета, стабильность его техники выполнения и влияние на этого спортсмена соревновательной обстановки, заявляют тот начальный вес, с которым он может справиться достаточно уверенно. Если спортсмен перевозбужден на соревновании, то возрастает вероятность ошибок в его выступлении. К такому же результату приводит и небрежное отношение к технике выполнения классических упражнений на тренировках.

К тактическим действиям в условиях напряженной борьбы с равноценными соперниками относится дезинформация противника о планируемом начальном весе штанги. Заявив при взвешивании очень малый или чрезмерно большой вес, атлет окончательно заявляет нужный вес непосредственно перед вызовом на помост, что нередко заставляет соперника ломать свой тактический план.

Иногда атлет, удовлетворенный успехом в первом подходе, снижает свою активность, требовательность к себе, что может привести к неудаче в последующих подходах. Необходимо поддерживать мобилизационную готовность до конца соревнований.

Успех тактических действий во многом зависит от точности определения предельных результатов в упражнениях в данный момент, от выбора целесообразной степени риска, от выдержки спортсмена, а также от веса тела, от жеребьёвки, от ряда факторов подготовки атлета к данному соревнованию.

Список литературы

1.БалькоП.А . Алгоритмы анализа и управления временной структурой и структурой соревновательной деятельности в пауэрлифтинге/ П.А. Балько//Научно-теоретический журнал «Ученые записки». – 2008 № 3(37) . – С 16-18

2. Глядя С. А.,и др. , Стань сильным.Книга 1 /С.А.Глядя., М. А Старов., Ю. В Батыгин // Учебно-методическое пособие по основам пауэрлифтинга. –Укр.:1997. 33с.

3.ХолоповВ.А. Построение и содержание тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки пауэрлифтеров старших разрядов. автореф. дис. канд. Пед. наук: 13.00.04 / В.А.Холопов. – Москва., 2008.

На основе анализа структуры соревновательной игровой деятельности спортсменов, выявления значимости ее компонентов по отношению к спортивному результату определяют факторы, от которых зависят эффективность соревновательной деятельности и уровень спортивных достижений в спортивной игре. Наиболее существенными являются следующие факторы:

1. Оснащенность спортсменов приемами игры (арсенал техники). Значимость этого фактора определяется тем, что соревновательное противоборство в спортивной игре регламентируется правилами, в соответствии с которыми игроки могут осуществлять соревновательную деятельность при помощи специальных в каждой игре действий - приемов игры. Данный фактор имеет важнейшее значение: с одной стороны, без владения приемами игры невозможна игровая соревновательная деятельность; с другой стороны - чем шире арсенал техники игры и совершеннее навыки владения приемами игры, тем выше соревновательный потенциал спортсменов.

2. Оснащенность спортсменов тактическими действиями (арсенал тактики). Степень совершенства и арсенал тактических действий служат решающим условием реализации технического потенциала (арсенала техники) в условиях игры и соревнований. 1 и 2 факторы взаимосвязаны: тактические действия (арсенал, эффективность) прямо зависят от арсенала техники и технического мастерства спортсменов, а максимальная реализация арсенала техники в игре полностью зависит от разнообразия тактических действий и тактического мастерства игроков. Поэтому правомерно говорить о технико-тактическом мастерстве спортсменов.

3. «Применяемость» технико-тактического арсенала. Недостаточно хорошо изучить и выполнять приемы игры и тактические действия - командные, групповые, индивидуальные в нападении и обороне. Решающее значение имеет умение в полном объеме применять технические приемы и тактические действия в условиях игры и соревнований. Из практики известно, что большинство спортсменов знает и умеет гораздо больше того, что они применяют на соревнованиях, особенно в игре с равным по силам соперником и в экстремальных условиях.

4. Эффективность технико-тактических действий в условиях соревновательной деятельности. Эффективность определяется по определенным для каждой спортивной игры показателям - выигрыш и проигрыш мяча (шайбы), взятие ворот и пр. На основании этих показателей определяется победитель встречи (в некоторых играх возможен ничейный исход). Выигрыш встречи и число побед (ничьих) в соревнованиях составляют спортивный результат в спортивных играх.

5. Мастерство выполнения игровой функции (амплуа) каждым игроком в команде, которая определяется ему на основе индивидуальных особенностей, учета уровня подготовленности по компонентам игры и т. д. Это дает возможность комплектовать команду таким образом, чтобы она представляла слаженный ансамбль, эффективно действующий как в нападении, так и в обороне, давая возможность каждому спортсмену наилучшим образом проявить себя в условиях соревновательной деятельности.


6. Активность («агрессивность»), творчество («игровой интеллект»), уровень волевых и моральных качеств, направленные на эффективное выполнение тактического плана игры и максимальную мобилизацию усилий спортсменов в экстремальных условиях соревнований.

7. Уровень развития физических и психических качеств и способностей, специфичных для соревновательной игровой деятельности в спортивной игре. 6 и 7 факторы оказываются решающими при равновесии остальных факторов.

8 и 9 - уровень функциональных возможностей и морфологических показателей применительно к специфическим требованиям соревновательной деятельности в конкретной спортивной игре.

10 и 11 - возраст и спортивный стаж спортсменов. При прочих равных всегда более высокая эффективность соревновательной деятельности в спортивной игре будет у спортсменов, имеющих преимущество в возрасте и стаже занятий спортивной игрой.

12. Эффективное функционирование системы, объединяющей всю совокупность мероприятий, направленных на подготовку спортсменов, способных показывать наивысшие спортивные результаты в крупнейших международных соревнованиях, подготовку квалифицированных спортивных резервов, на использование спортивной игры в качестве средства массовой спортивной работы.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 На правах рукописи ПИКАЛОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ ЛЕТ. Специальность Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва

2 2 Работа выполнена в Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель - кандидат педагогических наук, профессор Иванова Татьяна Семеновна Официальные оппоненты - доктор педагогических наук, профессор Кулаков Вячеслав Николаевич - кандидат педагогических наук, Янчук Виктор Николаевич Ведущая организация - Всероссийская научно-исследовательский институт физической культуры и спорта Защита диссертации состоится «06» апреля 2004г. в час на заседании диссертационного Совета К при Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: Москва, Сиреневый бульвар 4, аудитория 603. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Автореферат разослан 2004г. Ученый секретарь диссертационного совета И.В. Чеботарева

3 3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы. Российский теннис переживает период очевидных успехов. Мастерство Е. Кафельникова, М. Сафина, М. Южного, Е. Дементьевой, В. Звонаревой, А. Мыскиной и ряда других заслужило международное признание. Эти успехи послужили мотивом и примером для занятий теннисом многих тысяч юных теннисистов. К примеру, в классификации участников Российского теннисного тура 2003 года, представлено более 6 тысяч юных теннисистов. Каждый из этих участников, а также их родители, нуждается в своевременной и корректной оценке успехов соревновательной деятельности. В работах С.П.Белиц-Геймана., И.В.Всеволодова, А.П.Скородумовой и других отражены подходы к критериям эффективности подготовки теннисистов различных возрастов, однако они не заявлены авторами в качестве модельных характеристик, вообще, и с учетом возраста теннисистов, в частности. Юные спортсмены, проявившие себя в возрасте лет, в дальнейшем исчезают из тенниса по ряду причин, перестают выступать в соревнованиях. Обращает на себя внимание тенденция «натаскивания» любыми средствами детей в этом возрасте на победу в турнирах и зарабатывания рейтинга. Однако дальнейший рост мастерства теннисистов зависит, в первую очередь, от улучшения подготовки в так называемый «фундаментальный период». Международный и отечественный опыт показывает, что почти 90% сильнейших теннисистов мира начали свои занятия теннисом в возрасте 5 7 лет и только к годам имели заметные успехи среди сверстников на международном уровне. Вместе с тем, результаты соревновательной деятельности в этом периоде далеко не всегда становятся подлинным фундаментом мастерства из-за форсирования подготовки, диспропорций в освоении техники и тактики, недооценки развития двигательных и психических качеств. Важным условием решения этой задачи является разработка критериев эффективности соревновательной деятельности для юных спортсменов. Они призваны стать важным ориентиром для при построе-

4 4 нии процесса спортивной подготовки и являются важным условием и инструментом педагогической деятельности в части оценивания результатов деятельности и соответствия этих оценок адекватности и справедливости способностям. В связи с этим, перед нашим исследованием была поставлена следующая цель - разработка и обоснование критериев эффективности соревновательной деятельности (СД) юных теннисистов лет. Объект исследования - процесс подготовки юных теннисистов. Предмет исследования - соревновательная деятельность юных теннисистов лет. Гипотеза исследования. Мы исходили из предположения о том, что результаты соревновательной деятельности па начальном, фундаментальном периоде подготовки теннисистов далеко не всегда становятся подлинной основой мастерства из-за форсирования подготовки, диспропорций в освоении техники и тактики, недооценки развития двигательных и психических качеств. Разработанный нами комплекс критериев эффективности соревновательной деятельности будет являться ориентиром и предпосылкой дальнейшего совершенствования подготовки юных спортсменов. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Задачи исследования 1. Обобщить теоретический и практический опыт оценки, анализа, моделирования соревновательной деятельности в спорте, в частности, в теннисе. 2. Проанализировать главные критерии эффективности соревновательной деятельности юных теннисистов, используемые в настоящее время в практике их подготовки. 3. Определить комплекс критериев эффективности соревновательной деятельности лет, относящихся к различным видам подготовленности, а также характеризующие свойства личности спортсмена и психофизиологические особенности.

5 5 4. Разработать и внедрить в практику подготовки теннисистов лет 10-бальиые оценочные шкалы по каждому из выделенных в ходе исследования критерию эффективности соревновательной деятельности юного теннисиста. Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: 1. Анализ литературных источников 2. Методы оценки и анализа показателей соревновательной деятельности 3. Методы оценки физической подготовленности 4. Методы оценки технической подготовленности 5. Методы оценки психофизиологических показателей и свойств личности 6. Методы математической статистики Организация исследования Исследование проходило в 6 этапов. Первый этап - анализ литературных источников позволил конкретизировать задачи настоящей работы, выбрать наиболее адекватные методы исследования и содержательно интерпретировать полученные данные. Второй этап - наблюдение за соревновательной деятельностью теннисистов лет, а также экспертный опрос ведущих детских тренеров России. Результаты исследования на первом и втором этапах нашли свое отражение в первой главе данной работы. Третий этап был посвящен поиску, разработке и апробации методик, необходимых для выявления и оценки качеств, свойств личности и показателей подготовленности, влияющих на эффективность СД юных теннисистов лет. Результаты этого этапа составили основу второй главы. Четвертой этап - педагогический эксперимент проходил в течение 4 лет. С 1998 по 2002 г. автор постоянно принимала непосредственное участие в работе научной группы в ходе проведения смотров-конкурсов «Олимпийские надежды России», в результате которых были получены экспериментальные данные. Всего было протестировано 200 лучших теннисистов лет. Парал-

6 6 лелыю в этот же период велась запись и анализ соревновательной деятельности протестированных спортсменов. Пятый этап - математико-статистическая обработка экспериментальных данных, которая проводилась традиционными методами, принятыми в педагогических условиях. Выявление основных критериев эффективности СД теннисистов лет. Шестой этап проведение заключительного тестирования юных теннисистов в СДЮШОР ЦСКА (апрель 2003г.), в ходе которого было выявлено соответствие выделенных нами критериев эффективности СД теннисистов лет, уровню их подготовленности Научная новизна работы связана с рядом оригинальных результатов, полученных в результате исследования: - выявлено и доказало, что главный, общепринятый критерий эффективности соревновательной деятельности теннисиста рейтинг, для юных спортсменов лет не является самым значимым в процессе подготовки; - выделены качества, свойства личности и показатели подготовленности, влияющие на эффективность СД теннисистов лет, а также определены их оптимальные уровни, которые можно рассматривать как основные критерии эффективности СД юных теннисистов; - выявлено соответствие выделенных нами критериев эффективности СД теннисистов, лет уровню их подготовленности по этим показателям; - разработаны оценочные шкалы по каждому из критериев эффективности СД. Теоретическая значимость работы состоит в комплексном подходе к критериям эффективности соревновательной деятельности, базирующимся на взаимном опосредовании результата соревновательной деятельности юных теннисистов и свойств личности, необходимых для ее осуществления. Практическая зпачимость диссертационного исследования определяется его прямым предназначением для использования в процессе подготовки юных теннисистов. Разработанный и изложенный в диссертации комплекс кри-

7 7 териев эффективности СД теннисистов лет может быть непосредственно использован для внедрения в работу специализированных теннисных клубов. Результаты НИР по теме диссертации внедрены (в диссертации представлены два акта внедрения) в практику подготовки юных теннисистов СДЮШОР «Олимпиец», СДЮШОР ЦСКА. Результаты НИР по теме диссертации внедрены (в диссертации представлены два акта внедрения) в практику подготовки юных теннисистов СДЮШОР «Олимпиец», СДЮШОР ЦСКА, теннисного клуба «Балашиха» и в практику проведения смотров-конкурсов «Олимпийские надежды России». Также автором было подготовлено письмо в Федерацию Тенниса России (ФТР (см. приложения)), в котором изложен ряд предложений по изменению регламента Российского Теннисного Тура, а также расширению системы проведения смотров-конкурсов практически перед всеми основными турнирами. Письмо рассмотрено и одобрено на тренерском совете РТТФТР. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Главный критерий эффективности соревновательной деятельности теннисиста - рейтинг для юных спортсменов лет не является значимым в процессе подготовки. 2. Основные критерии эффективности соревновательной деятельности юных теннисистов относятся не только к различным видам подготовленности, но и к эмоциональпо-волевым, психомоторным, интеллектуальнопозновательным сферам жизнедеятельности человека. 3. Использование оценочных шкал по каждому из критериев эффективности соревновательной деятельности дает возможность повысить качество отбора перспективных теннисистов и индивидуализировать их спортивную подготовку. Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, практических рекомендаций, выводов, списка литературы и приложений. Работа изложена на 178 страниц текста, включает 20 таблиц, 14 рисунков.

8 8 Список использованной литературы включает 260 источников, из них 37 на иностранных языках. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность исследования, его новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются цель, гипотеза и положения, выносимые на защиту. В первой главе анализируется литература по интересующей нас проблеме. В частности, раскрывается проблема оценки и моделирования эффективности соревновательной деятельности юных теннисистов, затрагивается вопрос о субъективных и объективных критериях этой деятельности. Дается психологическая характеристика игры в теннис, включающая психологические особенности теннисиста, способствующие эффективности спортивной деятельности. Рассматривается роль эмоций, мышления, самооценки и уровня притязаний в теннисе. Вторая глава посвящена определению задач и подбору методов исследования и организации педагогического эксперимента. В третьей главе описаны результаты исследования, в четвертой главе представлено их обсуждение. Результаты исследований и их обсуждение. Возможность победы или проигрыша сопровождает буквально каждый удар теннисиста или иное действие в рамках соревновательной деятельности (например, своевременно и обоснованно заявленный протест). Эффективность соревновательной деятельности складывается, в основном, из побед и поражений в отдельных матчах, турнирах. Наиболее полно и объективно эффективность соревновательной деятельности отражается в различных национальных и международных классификациях теннисистов, рейтингах, учитывающих возраст, пол, призовой фонд и ряд других показателей успешности. Конечной целью таких классификаций служит определение классификационного номера теннисиста, его рангового места на основе протоколов сорев-

9 9 нований. Нами было предпринято исследование динамики и структуры классификации группы теннисисток и теннисистов лет в 1999 и тех же спортсменов, но в возрасте лет 2003 году. Из табл.1 мы видим, что высокой корреляцией отличаются показатели числа сыгранных в 1999 году турниров, матчей и одержанных побед. В меньшей мере, но также достоверно (р<0,05) коррелируют с этими показателями набранные в 1999 году очки и ранговое место (классификационный номер). Из этого следует, что все участники имеют сходные показатели числа турниров, матчей и побед, однако этот фактор менее значим для начисления очков и, соответственно, места в классификации. Еще одна значимая связь у показателя числа очков 2003 года с рейтингом в том же году. Одновременно, мы не видим достоверных связей в успешности соревновательной деятельности юных теннисисток лет с их же достижениями в 2003 году. Графически по методу наибольшего корреляционного пути (по Л.К. Выханду) структура показателей классификации у девочек представлена на рис. 1

10 10 Факторный анализ выявил 2 значимых фактора. Полнота факторизации составляет соответственно 51,5 % и 23,3 % (в сумме 74, 8 %). В первый фактор со значимыми весами вошли все показатели числа турниров, матчей и побед 1999 г. Следовательно, юных теннисисток лет в 1999 году, прежде всего, объединяло мнение относительно числа турниров, матчей и стремления к умножению количества побед. Обратим внимание на равенство числа побед у лидеров и аутсайдеров Классификации Российского теннисного тура. Очевидно, что для формирования чувства успешности юному теннисисту необходимо определенное число турниров, матчей и побед (соответственно 7-11, 29-43, для девочек и 6-

11 11 10, для мальчиков) в некоторой степени безотносительно к силе соперников. Фактор 2 свидетельствует о специфичности показателей 2003 года по отношению к показателям 1999 года. Вполне возможно, что логика эффективности соревновательной деятельности 1999 г. не прослеживается в эффективности тех же теннисистов в 2003 году (корреляция близка к нулевой). Отдельно мы рассмотрели структуру аналогичных показателей классификаций 1999 и 2003 года у мальчиков. Здесь мы видим сходство и; одновременно, несколько иную структуру связей показателей классификации. Сходство состоит в высокой связи показателей числа сыгранных турниров, матчей и одержанных побед при одновременной связи с рейтингом. Различие состоит в связях показателей числа очков и рейтинга в 1999 и 2003 годах. При этом, как и в группе девочек, набранные очки и рейтинг достоверно не коррелируют друг с другом в соответствующие тоды. Примечание: достоверный уровень значимости выделен жирным шрифтом. Эффективность соревновательной деятельности определяется не только исходом турниров, матчей и числом достипгутых побед, но и соотношением основных показателей игры. В 1-ой главе мы рассмотрели основной перечень такого рода показателей, во 2-ой главе представлена методика их определения по результатам конкретного сета, гейма, матча, сыгранных конкретным теннисистом.

12 12 Примечание: статистически значимые корреляции выделены жирным шрифтом Взаимосвязи комплекса игровых показателей в таблице 5 определяются: активно выигранными мячами, выходами к сетке, выигранными у сетки мячами и коэффициентом результативной активности. Эти показатели имеют по 3 значимых корреляции с остальными. Показатели числа «эйсов», двойных ошибок и невынужденных ошибок достоверных связей не имеют. Коэффициент стабильности имеет логически объяснимую отрицательную связь с невынужденными ошибками теннисиста. Графически по методу наибольшего корреляционного пути (по Л.К. Выханду) структура игровых показателей у девочек лет представлена на рис. 3. Факторизация матрицы интеркорреляций игровых показателей выявила 2 значимых фактора, объясняющих 38,5% и 21,5 %, т.е. 60 % всей изменчивости задействованных показателей. В первом факторе наиболее весомо представлены показатели активно выигранных мячей и результативной активности. Во втором это показатели невынужденных ошибок и стабильности.

13 О Рис.3. Структура показателей оценки соревновательной деятельности девочек лет По данным корреляционного и факторного анализов в группе девочек можно говорить об основных тенденциях игры юных теннисисток: повышении числа активно выигранных мячей и снижении числа невынужденных ошибок, а также о важной роли результативной активности и стабильности.

14 14 Прежде всего, отметим сходство с данными девочек: по три статистически достоверных связи имеют показатели активно выигранных мячей, выходов к сетке и мячей, выигранных у сетки. Вместе с тем, повысилась роль «эйсов»: они пополнили активно выигранные очки и оказались существенными для повышения числа выходов к сетке. Очевидно, владение сильной подачей стимулирует более частые выходы к сетке. В группе мальчиков наметился также своеобразный «баланс» между стабильностью и результативной активностью. Эти показатели оказались обратно зависимыми. Причину этого можно найти в результатах факторного анализа. Технический арсенал современного теннисиста весьма разнообразен. Он призван решать многочисленные задачи атакующего и оборонительного характера. Проведение технических приемов осложняется весьма короткими периодами принятия и осуществления решения этих задач, а также многочисленными требованиями к точности, силе, маскировке и адекватности условиям погоды, покрытия, позиции и передвижениям соперника и (или) партнера. В соответствии с практикой оценки освоения техники юными теннисистами нами были использованы 2 группы методик (экспертная оценка и мишенный метод), в обоих случаях оценке подвергались б основных приемов:

15 15 удары слева и справа с отскока и слета, «смеш» и подача. Физическая подготовка является одной из фундаментальных предпосылок успешной соревновательной деятельности в подавляющем большинстве видов спорта и теннис - не исключение из правил. Оценка физической готовности по ходу матча не представляется в полной мере сопоставимой и пригодной для анализа по целому ряду причин, прежде всего, в силу различий в напряженности того, или иного матча, его технической насыщенности. С целью установления структуры физической подготовленности проведены корреляционный и факторный анализы (табл.7,8). В группе девочек обращают на себя внимание достоверно значимые связи (р<0,05) всех задействованных показателей. Этот факт указывает на наличие единого физического свойства, качества, присущего всем этим показателям. Этот вывод косвенно подтверждается и уточняется результатами факторного анализа. Графически, по методу наибольшего корреляционного пути (по Л.К. Выханду) структура корреляционных связей показателей физической подготовленности теннисисток лет представлена на рис. 4 Выявлен всего один значимый фактор, все факторные веса которого значимые и близки по своему уровню связи с данным фактором. Полнота факторизации одним фактором составляет почти 70 %. Фактор интерпретирован нами как проявление скоростных качеств.

16 Рис.4. Структура показателей физической подготовленности теннисисток лет В группе теннисистов-мальчиков лет результаты корреляционного и факторного анализа иные. Наибольшим числом значимых корреляционных связей обладают показатели челночного бега и прыжка в длину с места. При этом, последний обладает связями со всеми показателями, кроме метания мяча. Показатель метания мяча не имеет значимых корреляций с остальными показателями, задействованными в данном наборе. Очевидно, у теннисистов лет серьезное внимание обращается на работу ног (перемещение и прыжковые усилия), которые в совою очередь, отмечаются нами основными критериями эффективности соревновательной деятельности.

17 17 Графически по методу наибольшего корреляционного пути (по Л.К. Выханду) структура корреляционных связей показателей физической подготовленности теннисистов лет представлена на рис. 5. Результаты корреляционного анализа подтверждаются и уточняются данными факторного анализа. В группе мальчиков выявлено 2 значимых фактора с полнотой факторизации 49,2 % и 20,2 % (всего 69,4 %). В первом факторе достоверно значимые (р < 0,05) связи имеют показатели челночного бега, веера, бега 30 м и прыжка в длину с места (наибольший факторный вес у челночного бега 6x8 м. Во втором факторе значимым весом располагает лишь показатель метания мяча. У мальчиков в используемом наборе показателей физической подготовленности он более специфичен, поскольку характеризует быстроту движений руками. Можно предположить, что одной из причин такого положения в группе мальчиков является игра одной рукой, как справа, так и слева, т.е. более отчетливое у них (по отношению к девочкам) выделение право - (или) леворукости. Эффективность соревновательной деятельности определяется не только исходом турниров, матчей и числом достигнутых побед, но и функционированием центральной нервной системы. Вне всякого сомнения такие свойства первной системы как сенсомоторное реагирование, реакция на движущийся объект, быстрота и приемлемый

18 18 темп движений, скорость переработки информации, подвижность нервной системы, особенности внимания, а также мышечная чувствительность - несомненные предпосылки игровых действий. Таким образом, рассмотренные выше корреляционная и факторная структуры психофизиологических показателей позволяют выявить сходство и, вместе с тем, определенную специфику успешной соревновательной деятельности юных теннисистов лет. Ключевым моментом игры является повышение быстроты, имеются компенсаторные связи психофизиологических показателей, как в одной, так и в другой группах. Корреляционная и факторная структуры в обеих группах заметно различаются. Если в группе девочек сначала реакция на простую ситуацию, затем «взвешенно внимательная оценка», а уж затем темповой ответ, то у мальчиков она связана с внимательным реагированием (оценкой ситуации), затем с реакцией на мяч и последующей переработкой информации.

19 19 ВЫВОДЫ 1. Анализ теоретического и практического опыта изучения соревновательной деятельности (СД) в спорте, и, в частности, в теннисе, показал актуальность и многогранность этой проблемы, обращенной к культурно-историческим корням, ее высокую личностную значимость. Эффективность СД представляется нам особым мироощущением, базирующимся на широком комплексе свойств личности, качеств и навыков, приобретаемых в ходе деятельности, связанной с возможностью их реализации в условиях спортивной борьбы. 2. Правомерность изучения СД юных теннисистов лет базируется на учете возрастных особенностей детей лет. 3. Исключительно высокие темпы развития тенниса в последние десятилетия привели к ранней специализации и большой соревновательной практике юных теннисистов, которые уже с 12-летнего возраста начинают активно участвовать в официальных чемпионатах, а с 14-летнего - вступают на профессиональный путь. Причем, главным и единственным критерием эффективности их спортивной подготовленности является место в теннисной классификации (рейтинг). 4. Проведенное исследование выявило тенденцию к общему устремлению максимального увеличения количества сыгранных турниров, доходящих до 20 в год. Однако, положение в рейтинге определяется не количеством сыгранных турниров, а числом побед в них. Следовательно, целесообразно при планировании календаря участия в соревнованиях исходить не из количества сыгранных турниров, а их качества, которое должно соответствовать уровню подготовленности юного теннисиста лет. Исследования показали, что наиболее положительный результат достигается при участии в 7-9 турнирах, матчах, в которых необходимо одержать побед. 5. Анализ статистических данных, лежащих в основе составления российской

20 20 теннисной классификации, показал отсутствие достоверных связей (при р<0,05) между местами, занимаемыми в рейтинге теннисистами в лет, и затем через 4 года в возрасте лет. Причем, за это время «потери», т.е. выбывание из рейтинга, и, соответственно, прекращение занятий теннисом составляет 27% у девочек, а у мальчиков 25%. 6. Таким образом, в возрасте лет рейтинг не имеет прогностической значимости и не может рассматриваться как главный, а в настоящее время и единственный критерий эффективности СД юных теннисистов этого возраста. 7. Проведенные исследования психофизиологических качеств позволили определить комплекс критериев, влияющих на эффективность СД юных теннисистов лет, в число которых входят: показатели быстроты сенсомоторной реакции, точность реакции на движущийся объект, быстрота и темп движения, скорость приема и переработки информации, точность мышечно-двигательных ощущений, устойчивость внимания. Причем, их уровень и особенности взаимосвязи для девочек и мальчиков имеют определенную специфичность. 8. Активное участие в тренировочном и соревновательном процессе требует от юных теннисистов высокого уровня притязаний. Процедура определения мотивационной структуры уровня притязаний по методике Гербачевского В.К. позволила выявить факторную структуру мотивации, показатели которой значимо взаимосвязаны с показателями эффективности СД и выступают в роли непосредственных побудителей субъекта к деятельности. 9. Запись СД осуществлена с помощью разработанной при участии автора компьютерной методики. Полученные результаты выявили возможность рассмотрения в качестве критериев СД показателей стабильности (КС), результативной активности (КРА). Причем, если значимость стабильности в этом возрасте не подлежит сомнению, то, как правило, формирование результативной активности многие тренеры относят к более старшему возрасту. Исследования показали, что стремление и возможность играть результативно активно в возрасте лет определяет будущий победный стиль игры.

21 21 Это подтверждается выделенными в результате факторного и корреляционного анализов значимые элементы техники: подача, выход к сетке, завершающий выигрыш ударами с лета. Владение этими техническими элементами может рассматриваться как критерий эффективности СД теннисистов лет. 10. Результаты исследования показателей развития физических качеств подтверждают общепринятые представления о доминирующей роли скоростных качеств для спортсменов этой возрастной группы. Показатели тестирования скоростно-силовых, скоростных качеств и скоростной выносливости, несомненно, в первую очередь, могут быть использованы в качестве оценки соответствия критериям эффективности СД. И. Таким образом, критерии эффективности СД юных теннисистов лет носят комплексный характер и характеризуют их личность, психофизиологические особенности и спортивную подготовленность Разработаны 10-бальные (процентильные) оценочные шкалы по каждому из изученных показателей, которые позволяют сопоставить экспериментальные данные между собой и с критериями СД. Это дает возможность выявить индивидуальные особенности теннисиста лет и дать рекомендации по отбору перспективного к достижению высоких спортивных результатов контингенту. 13. Практические рекомендации, разработанные в ходе работы по индивидуализации тренировочного процесса и управлению спортсменом в ходе СД, включают комплекс игровых упражнений на корте и вне его. Также психологопедагогические рекомендации, которые были успешно апробированы и затем внедрены в практику работы спортивных школ и теннисных клубов.

22 22 По теме диссертации автором были опубликованы 4 научные работы. 1. Иванова Т.С., Иванов Л.С., Пикалова А.В. Анализ соревновательной деятельности юных теннисистов в условиях повышенной психической напряженности // Сб. научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК, посвященных 80-летию академии. - М.: Физическая культура, образование и наука, С Иванова Т.С., Пикалова А.В. Использование зарубежного опыта психологической подготовки в тренировке теннисистов // Сб. научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК, посвященных 80-летию академии.- М.: Физическая культура, образование и наука, С Иванова Т.С., Пикалова А.В. Смотр будущих чемпионов - Матчбол теннис С Дмитров А.А., Иванова Т.С., Пикалова А.В. Особенности соревновательной деятельности и подготовленности юпых теннисистов // Физическое воспитание и спорт учащейся молодежи: Сб. научных и научнометодических статей. - М.гРИЦМГИУ., С

24 Тираж 100 экз. Объем 1,0 п.л. Заказ 170 Отпечатано в ООО «Принт Центре» , г. Москва, Сиреневый бульвар, д. 4 телефон: Изготовление брошюр, авторефератов.


ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

ОТЗЫВ официального оппонента кандидата педагогических наук, доцента, профессора кафедры физической культуры ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургского экономического университета» Венгеровой Натальи Николаевны на

ОТЗЫВ официального оппонента кандидата педагогических наук, доцента Аксенова Максима Олеговича на диссертационную работу Павлова Валерия Юрьевича по теме: «Повышение уровня физической подготовленности

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА кандидата психологических наук, доцента, доцента кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени

Воспитание морально-волевых качеств у детей 6-8 лет средствами дзюдо Чупина Оксана Викторовна, тренер-преподаватель по дзюдо, МАУ ДОД «Ишимская детско-юношеская спортивная школа 1» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Отзыв официального оппонента Лубышевой Людмилы Ивановны на диссертацию Глазковой Галины Борисовны «Физическое воспитание учащихся среднего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья на основе

Ректор ФГБ УТВЕРЖДАЮ ВПО «Забайкальский ный университет» Иванов С.А. 2014 г. ОТЗЫВ ведущей организации на диссертационную работу Плотниковой Ирины Ивановны «Опережающий подход к учебной деятельности в

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА 1995» РЕКОМЕНДОВАНО Методическим советом Протокол 60 от «29» августа 2018 г. УТВЕРЖДАЮ Директор

Маликова Валентина Викторовна, учитель физической культуры МАОУ «Средняя общеобразовательная школа 4» Автореферат Тема: Развитие ловкости при обучении игре в волейбол Введение Игра волейбол - весьма эффективное

Отзыв официального оппонента о диссертационном исследовании Ефремовой Оксаны Викторовны по теме «Организационно-педагогические условия формирования педагогической команды в профессиональной образовательной

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА Д 212.022.02, на базе ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» по диссертации на соискание ученой степени кандидата наук аттестационное дело решение диссертационного

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ОТЗЫВ официального оппонента кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» Архиреевой Татьяны Викторовны на диссертацию

1 углубленным изучением иностранных языков, которые остаются вне поля зрения преподавателей. Лингвистически одаренных студентов можно и нужно вывести на более высокий уровень иноязычной компетентности

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ОТЗЫВ официального оппонента доктора педагогических наук, профессора Олениной Галины Владимировны на диссертацию Ботковой Виктории Константиновны на тему «Формирование карьерных стратегий молодежи в условиях

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА доктора педагогических наук, профессора, академика Академии информатизации образования Вострокнутова Игоря Евгеньевича на диссертационную работу Хмельницкой Алевтины Юрьевны

Отзыв официального оппонента на диссертационную работу Рогова Юрия Николаевича на тему: «Формирование у юных борцов навыков распознавания образа специфической ситуации для выполнения атакующего действия»,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЯЛУТОРОВСКАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БЕГУНОВ НА КОРОТКИЕ

ОТЗЫВ официального оппонента на диссертацию Белаид Моджахед «Структура и содержание тренировочного процесса юных футболистов в подготовительном периоде на этапе спортивного совершенствования», представленную

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 11 13 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ А.П. Саскевич 1, М.П. Саскевич 2, Е.А. Масловский

Отзыв официального оппонента на диссертационное исследование Огородниковой Татьяны Геннадьевны «Особенности ценностно-мотивационной сферы студентов на этапе обучения в вузе в условиях моногорода», представленное

Рабочая программа секции Настольный теннис Руководитель Белостоцкий И.М. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Игра в настольный теннис направлена на всестороннее физическое развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых

Кутасова Анастасия Владимировна магистрант Григорьева Елена Львовна старший преподаватель ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» г. Нижний Новгород, Нижегородская

ДОКЛАД на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы подготовки спортсменов в игровых видах спорта» 27.10.2016г., 10:00 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

УДК:. Ю. А. ГРЕКОВ А. И. КРАВЧУК ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК () 01 Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВИДОВ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ТАНЦОРОВ

ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА доктора медицинских наук, профессора Буйнова Леонида Геннадьевича на диссертационное исследование на соискание учёной степени кандидата медицинских наук Ляшедько Семена Петровича

В диссертационный совет Д 12.038.23 при ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет» ОТЗЫВ официального оппонента на диссертационную работу Беленова Борислава Олеговича на тему «Разработка организационного

ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА доктора психологических наук, заведующего кафедрой психогенетики факультета психологии ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» - Егоровой Марины

УДК 796.853.232 (575.2) (04) КОРРЕЛЯЦИОННАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЗЮДОИСТОВ ВЕСОВОЙ КАТЕГОРИИ ДО 90 кг Приводятся данные о подготовленности и соревновательной

ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА доктора психологических наук, доцента, доцента кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени

Пояснительная записка Рабочая учебная программа составлена на основе учебного пособия: «Волейбол: пособие для учителей и методистов/г.а.колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. М.: Просвещение, 2011.»

Опыт работы тренера-преподавателя по волейболу МУ ДО «Лямбирская ДЮСШ» Лямбирского муниципального района РМ Коновой Светланы Викторовны Технические приемы передачи в волейболе 1. Актуальность и перспективность

Приложение к основной образовательной программе основного общего образования Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Спортивные игры. Баскетбол» Спортивно-оздоровительного направления для 9 классов

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Муаяд Маклоуф Днепропетровский государственный институт физической культуры и спорта, Днепропетровск,

1 ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА доктора педагогических наук, профессора, профессора кафедры возрастной психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

Князев А.А. Педагогические условия самореализации подростков, занимающихся индивидуальными видами спорта (на примере тенниса) // Материалы по итогам VI ой Всероссийской научно-практической конференции

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ПРЫГУНОВ И ДВОЕБОРЦЕВ. Инструктор-методист ГБОУ ДОД СДЮСШОР по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью Лапина А.В. При планировании и проведении

УДК 796.015.686 ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА СПОРТА И ПОЛА СПОРТСМЕНОВ Чарыкова И.А. 1, канд. мед. наук, Парамонова Н.А. 2, канд. биол. наук, доцент, Конон

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУ- ДАРСТВЕННЫЙ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 29 города Липецка «Университетская» Рассмотрена: на заседании педагогического совета протокол от 29.08.2016 1 Утверждена

КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И МЕТОДИКИ ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ Бурцев В.А. 1 Бурцева Е.В. 1 Мартынова А.С. 2 1 ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 6-8 ЛЕТ Федосеева О. Ю. ФГБОУ ВПО Кемеровский государственный университет» Кемерово, Россия THE METHODOLOGY OF PHYSICAL QUALITIES TRAINING OF VOLLEYBALL

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ФУТБОЛИСТОВ 15-17 ЛЕТ Кравченко А.Н., Жуков Р.С. ФГБОУ ВПО Кемеровский государственный университет» Кемерово, Россия THE PECULIARITIES OF FOOTBALL PLAYERS 15-17

Отзыв официального оппонента на диссертационное исследование Н.Н. Плотниковой «Содержание и формы организации образовательной деятельности учащихся при изучении иностранного языка в начальной школе», представленной

СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ КРАТКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ТЕМЫ Количество желающих записаться в спортивные школы растет год от года и вопрос правильного выбора спортивной специализации стоит особо остро, так как

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 60 Рассмотрена: на педагогическом совете Протокол 1 от г. УТВЕРЖДАЮ: Директор

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИЛОВЫХ И ПЛАНИРУЮЩИХ ПОДАЧ У ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ Торчило М.Ю., Белаш Е.И., Белорусский государственный университет физической культуры, Республика Беларусь Тенденции

Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС данная

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа 1505 «Преображенская» «Утверждаю» Директор Л.А. Наумов «29» августа 2017 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

Пояснительная записка Программа «Настольный теннис» предназначена для проведения спортивных секций в системе дополнительного образования и является модификацией программы «Настольный теннис», допущенной

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебной дисциплины «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте» разработана на основе ГОС ВПО для специальности 050720.65 (033100) Физическая

ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА на диссертационную работу Вдовиченко Ольги Владимировны «Формирование интеллектуальной компетентности будущих военных авиационных инженеров в процессе профессионально направленного

ВЗАИМОСВЯЗИ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ ДЕТЕЙ 6 7 ЛЕТ К ХОККЕЮ, С ФАКТОРАМИ, ВЛИЯЮЩИМИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОСТРОЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ХОККЕИСТОВ НА СПОРТИВНО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ В РЕГИОНЕ «ЦЕНТР»

Пояснительная записка Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение

Отзыв официального оппонента доктора экономических наук, профессора Татуева Арсена Азидовича на диссертацию Сахарова Алексея Юрьевича на тему: «Развитие инструментария стратегического управления капитализацией

Отзыв официального оппонента Дрешер Юлии Николаевны на диссертацию Спесивцевой Надежды Викторовны «Формирование андрагогической готовности будущих работников библиотечноинформационной сферы в процессе

Рассказать друзьям