Материально техническое обеспечение спортивных организаций. Министерство спорта российской федерации

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Материально-техническое и финансовое обеспечение мероприятий по физической культуре и спорту в вузе - это деятель-


ность ректората, руководителей соответствующих служб, заведующего кафедрой физического воспитания по созданию, поддержанию и развитию учебно-спортивной базы, успешному проведению учебных занятий и спортивно-массовой работы. Она осуществляется в соответствии с потребностями процесса физического совершенствования студентов и зависит от материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов вуза.

Для обучения и воспитания студентов создается учебно-спортивная база, которую необходимо содержать и обслуживать. Изначально предполагается обустроить новые спортивные сооружения и площадки; выбрать, подготовить и оформить участки, маршруты и дистанции для проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований по легкой атлетике, лыжной подготовке, единоборствам. Руководство кафедрой заботится:

Об обеспечении спортбазы инвентарем, имуществом, специальной техникой и аппаратурой;

О покупке спортивных снарядов и другого учебного имущества, а также книг и бланков учета, учебной литературы, призов (кубков), спортивных нагрудных знаков и бланков документов к ним;

Об оформлении наглядной информации.
Строительство и оборудование спортивных сооружений (мест)

для проведения занятий по физической культуре и спорту осуществляется на основе общепринятых требований и опыта, сложившегося в вузе. Для качественного проведения занятий и соревнований учебному заведению необходимо иметь: спортивный зал, футбольное поле, беговую дорожку, секторы для прыжков и метаний, плавательный бассейн, открытые гимнастические площадки, площадки для игр в волейбол, баскетбол, гандбол и хоккей, лыжную станцию и лыжехранилище, стрелковый тир, кладовые для хранения спортивного инвентаря, методические и массажные кабинеты, лаборатории.

Количество спортивных сооружений зависит от численности занимающихся.

Выбор, подготовка и оформление участков, маршрутов и дистанций для проведения занятий и соревнований по легкой атлетике и лыжной подготовке, спортивным играм, единоборствам, сложно-координационным и техническим видам спорта осуществляются преподавателями по физической культуре и спорту при содействии руководства вуза.

На территории вуза или рядом с ним можно оборудовать спортивные площадки, стадион, бассейн, места для выполнения гимнастических упражнений, разметить и обозначить маршруты для ходьбы, бега на различные дистанции, лыжной гонки.


Получение, распределение, выдача, эксплуатация, хранение, ремонт и списание спортивного инвентаря и имущества производятся на основании документов (нарядов, накладных, приемосдаточных ведомостей) в соответствии с установленными требованиями. Инвентарь и имущество приходуются по книгам и карточкам учета.

Обслуживающий персонал ведет работу по уходу за спортивным имуществом, его выдачей во временное пользование для проведения занятий, тренировок сборных команд. Выдача имущества регистрируется в книге учета по установленной форме (с указанием даты выдачи, наименования, количества и категории имущества, фамилии получающего и его подписью).

Для каждого наименования спортивного инвентаря и имущества устанавливается определенный срок эксплуатации.

Важными условиями исправности спортивного инвентаря и имущества и их защиты от преждевременного износа являются правильное хранение, своевременный и качественный ремонт, стирка, чистка.

Выбраковка и списание имущества, выслужившего установленные сроки эксплуатации и пришедшего в негодность, проводится специальной комиссией. Преждевременно пришедшие в негодность спортивный инвентарь и имущество списываются на основании инспекторского свидетельства, которое выдается в случаях утраты материальных ценностей по причинам стихийного бедствия, пожара, катастрофы.

Спортивный инвентарь является собственностью вуза. Поэтому необходимо воспитывать у студентов бережливость, проводить с ними разъяснительную работу по правильному использованию инвентаря и оборудования, пресекать порчу имущества.

Спортивные сооружения и места для занятий физической культурой и спортом с целью их правильной эксплуатации, содержания и своевременного ремонта могут закрепляться за кафедрами или факультетами вуза распоряжением ректората.

В вузе, если имеется возможность, изготавливаются, например, бланки и книги учета, нагрудные номера, нарукавные судейские повязки.

Известно, что студенческий спорт высших достижений во многих странах развивается по законам предпринимательской деятельности и является товаром. В России физическая культура и спорт в вузах кроме бюджетного обеспечения нуждаются в финансовой поддержке.

Ассигнования на физическую культуру и спорт предусматриваются соответствующими статьями по видам расходов. При этом


основная статья финансирования физической культуры и спорта в вузах включает следующие виды расходов:

На приобретение материалов, приборов для электрификации, механизации, сигнализации спортивных залов, тира;

На приобретение и монтаж вентиляционных установок в спортивных залах и тире;

На приобретение механизмов для разметки спортивных площадок и полей, шлангов для их полива, газонокосилок и катков;

На стирку, покраску и химическую чистку спортивной одежды.

Приобретение учебной литературы, призов (кубков), спортивных нагрудных знаков и документов к ним, как правило, осуществляет заведующий кафедрой на выделенные ректоратом денежные средства. Разрешается приобретать правила соревнований, плакаты, методические пособия и другую учебную литературу по физической культуре и спорту, спортивные нагрудные знаки.

К оформлению наглядной информации по физической культуре и спорту целесообразно привлекать студенческую общественность.

Приобретение учебного материала и литературы предполагает следующие расходы:

На литературу, плакаты, наглядные пособия и правила соревнований;

На спортивные мишени;

На книги учета и бланки;

На значки по спортивным разрядам для судей по спорту и на классификационные билеты к ним;

На часы-хронометры, секундомеры и высотомеры;

На почтовые нужды.

Проведение спортивных соревнований и тренировок предусматривает следующие расходы:

На аренду спортивной базы и оборудование дистанций;

На оформление мест соревнований, приобретение и изготовление флажков, эмблем, нагрудных номеров;

На печатание и размножение положений, программ, афиш, билетов, протоколов и бланков судейской документации, методических писем по подготовке к соревнованиям, таблиц и отчетов о результатах соревнований;


На приобретение и изготовление коллективных призов (при наличии ассигнований на эти цели), вымпелов, спортивных грамот, дипломов и паспортов к призам, гравировку и ремонт призов;

На почасовое вознаграждение тренерам и аккомпаниаторам, рабочим по подготовке мест соревнований, массажистам.

Предусматриваются расходы на приобретение материалов, инструментов и оборудования в процессе строительства: гимнастического городка, волейбольной, баскетбольной, футбольной, гандбольной площадок, хоккейного поля, теннисного корта, катка, беговых дорожек и секторов, плавательных бассейнов (без подогрева воды), эллингов и причалов, открытого спортивного тира, кладовых для хранения оборудования и спортивного инвентаря.

Оснащение мест проведения физкультурно-спортивных мероприятий осуществляется за счет ресурсов вуза, утверждаемым в установленном порядке типовым проектам, в соответствии с планами и ассигнованиями, выделяемыми на эти цели.

Реконструкция, капитальный ремонт бассейна, гимнастических и спортивных залов, лыжной станции (базы) и трамплина, закрытого спортивного тира, трибун для зрителей и подтрибун-ных помещений, ограждений стадионов может осуществляться за счет спонсорской поддержки и благотворительности.

Денежные средства на развитие физической культуры и спорта в вузе планируется на каждый календарный год. Для этого составляется расчет потребности в денежных средствах на будущий год.

Исходными данными для разработки расчета потребности в денежных средствах являются: действующие нормы материального обеспечения физической культуры и спорта; данные о наличии и состоянии учебно-материальной базы; количество обучаемых в вузе.

Методика определения денежных средств зависит от наименования и характера предстоящих расходов. Приобретение материалов, инструментов и оборудование спортивных сооружений рассчитываются на основе средних данных за предыдущие годы.

Студенты должны иметь представление о проектировании, строительстве, ремонте и эксплуатации спортивных сооружений, предназначенных для занятий спортом, для проведения массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий по месту жительства, в образовательных учреждениях, на производстве, спортивных клубах, а также в местах отдыха, лечебных и оздоровительных предприятиях.

В процессе обучения необходимо формировать у студентов теоретические и методические, практические навыки и умения, которые будут необходимы для самостоятельной педагогической и тренерской деятельности, а также приобретение знаний по проектированию, строительству и эксплуатации спортивных соору-


жений, по их материально-техническому обеспечению, по безопасности занимающихся и зрителей.

Студенты должны знать как внедрять на практике новое спортивное оборудование, инвентарь, имущество; как эффективно использовать в учебном процессе компьютерные тренажеры и тренировочные устройства, их классификацию по техническим параметрам и условиям эксплуатации.

Особое место в получении знаний по эксплуатации и содержанию физкультурно-спортивных сооружений, инвентаря и имущества отводится самостоятельной работе студентов. Она включает ознакомление с информационными источниками предприятий, которые изготавливают спортивные снаряды, оборудование, инвентарь, имущество по различным видам спорта; посещение спортивных объектов, которое позволяет получить общее представление о крытых и плоскостных сооружениях, об эксплуатации спортивных снарядов, оборудования, инвентаря, имущества.

Преподавателям необходимо иметь навык работы с проектной и нормативно-технической документацией, обладать умением выбирать места для занятий, эффективно эксплуатировать спортивные сооружения, спортивные снаряды, инвентарь, оборудование, тренажеры, а также обеспечивать безопасность занимающихся и зрителей на спортивных объектах.

Вузы, как правило, имеют открытые игровые площадки, места для занятий легкой атлетикой, футбольное поле с газонным, грунтовым или синтетическим покрытием и т.д. Для обслуживания спортивных площадей необходимо знать обязанности обслуживающего персонала.

Спортивные залы постоянно требуют ухода. Для этого разрабатываются соответствующие требования (инструкции) по их эксплуатации и содержанию.

Тренажеры, спортивный инвентарь, спортивные снаряды в физической подготовке студентов - это универсальные приборы с комплексным воздействием на мышцы туловища, плечевого пояса, верхних и нижних конечностей. При правильном их использовании они положительно воздействуют на мышцы рук и ног, туловища и позвоночника, влияют на силовую и скоростно-силовую подготовку, на развитие координации движений. Это позволяет совершенствовать техническую и тактическую подготовку спортсменов в циклических, скоростно-силовых, сложно-координационных, игровых видах спорта и единоборствах, помогает развивать силу мышц, общую выносливость, вестибулярную устойчивость, гибкость и ловкость.

При рациональной расстановке спортивного оборудования, инвентаря, снарядов и тренажеров в спортивных залах, комнатах или помещениях необходимо проверять их на прочность, соблюдать безопасность.


Для занятий зимними видами спорта необходимо позаботиться о лыжных трассах и катках. Для лыжных трасс выбирается участок, где должны соблюдаться требования к месту старта и финиша, оборудованию лыжной трассы, к устройству стрельбищ для биатлона.

Для оборудования катка выбирается ровный участок, который готовят под заливку водой. Катки могут оборудоваться на естественном водоеме. Для этого постоянно определяется минимальная толщина льда, соблюдаются меры, обеспечивающие сохранность ледяного покрытия и безопасность.

 9

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

В.М. КРЫЛОВА, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК

Аннотация В статье дана структура материально-технической базы спорта высших достижений и изложены основные направления развития материальнотехнической базы спорта высших достижений; определена обеспеченность спорта высших достижений и спортивной подготовки спортсменов спортивными сооружениями и оборудованием. Abstract In article the structure of material base for elite sport is given and the main directions of development of material base of an elite sport are stated; security of an elite sport and sports training of athletes by sports constructions and the equipment is defined.

Ключевые слова: спорт высших достижений, материально-техническая база, спортивные сооружения и оборудование. Key words: elite sport, material base, sports constructions and equipment.

Одной из основ спорта высших достижений, одним из камней фундамента, на который опирается его перспективное развитие, является наличие соответствующей современной материально-технической базы (МТБ), отвечающей современным требованиям и мировым стандартам организации и проведения спортивных занятий, тренировок и соревнований, подготовь спортсменов к международным спортивным соревнованиям, за европейское и мировое первенство, подготовь к Олимпийским играм.

Стратегической целью государственной политики в сфере физической культуры и спорта является повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене, для чего необходимо совершенствование системы подготовки спортивного резерва и обеспечения подготовки спортивного и олимпийского резерва, спорта высших достижений соответствующей МТБ, включающей физкультурно-спортивные сооружения современного уровня.

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» говорится о необходимости материально-технического обеспечения спорта высших достижений, в том числе обеспечения соответствующими объектами и сооружениями.

Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на период 2006-2015 гг.» включает основные направления решения задачи обеспечения спорта высших достижений соответствующей материально-технической базой, в том числе строительство новых спортивных сооружений, модернизацию существующих спортсооружений и мероприятия по реконструкции существующих и созданию новых спортивных баз и центров для обеспечения развития спорта высших достижений.

Основной составляющей материально-технической базы физической культуры и спорта, в т.ч. спорта высших достижений, являются спортивные объекты и сооружения.

Сеть объектов и сооружений спорта высших достижений формируется с учетом ограниченного, высокой

спортивной квалификации контингента спортсменов, подготовки спортсменов-разрядников и олимпийского резерва, большого объема и интенсивности учебнотренировочной работы, а также проведения игр и соревнований, в т.ч. общероссийских и международного класса по видам спорта высших достижений и олимпийским видам спорта в присутствии большого количества зрителей (см. рисунок).

Весь массив спортивных объектов и сооружений, вся их сеть, объединены в блоки, на основе которых сформирована структура материально-технической базы спорта высших достижений.

Структура материально-технической базы спорта высших достижений сформирована в соответствии с функциональной формой и назначением спортивных объектов и сооружений, входящих в ее состав.

Все объекты и сооружения спорта высших достижений объединяются в две группы:

Учебно-тренировочные;

Демонстрационные.

Учебно-тренировочные - это спортивные сооружения в составе:

Учебно-тренировочных центров и баз;

ФГУ Высшего физкультурно-спортивного образования;

Учебных заведений среднего физкультурноспортивного образования: техникумов, колледжей, училищ олимпийского резерва (УОР), школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ);

Специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР);

Детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ).

Демонстрационные - это спортсооружения с местами для зрителей, предназначенные как для проведения спортивных игр, соревнований, состязаний, матчей, так и для спортивно-тренировочных занятий и спортивной подготовки спортсменов:

Стадионы;

Спортивные арены и манежи;

Ледовые арены;

ФНЦ ВНИИФК

10 Теория и методика спорта высших достижений

Теннисные стадионы и корты; сооружения для сноуборда и фристайла;

Дворцы спорта; санно-бобслейные комплексы;

Универсальные и многофункциональные спортивно- биатлонные комплексы;

игровые залы; хоккейные стадионы и корты;

Плавательные бассейны; стрельбища, тиры;

Велодромы, велотреки, велотрассы; гребные базы и каналы;

Лыжные базы и трассы; центры и базы парусного спорта, яхт-клубы;

Лыжные трамплины; конно-спортивные комплексы, базы, ипподромы.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

СПОРТИВНЫЕ ОБЪЕКТЫ И СООРУЖЕНИЯ

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ

Спортсооружения в составе:

Учебно-тренировочных центров и баз

ФГУ Высшего физкультурно-спортивного образования

Учебных заведений среднего физкультурно-спортивного образования:

Техникумов

Колледжей

Училищ олимпийского резерва (УОР)

Школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ)

Специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР)

Детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ)

Спортсооружения с местами для зрителей:

Стадионы

Спортивные арены, манежи

Ледовые арены

Теннисные стадионы и корты

Дворцы спорта

Универсальные и многофункциональные спортивно игровые залы

Плавательные бассейны

Велодромы, велотреки, велотрассы

Хоккейные стадионы и корты

Лыжные трассы и базы

Лыжные трамплины

Сооружения для сноуборда и фристайла

Санно-бобслейные комплексы

Биатлонные комплексы

Стрельбища, тиры

Гребные базы и каналы

Водные базы

Центры и базы парусного спорта, яхт-клубы

Конно-спортивные комплексы, базы, ипподромы

Структура материально-технической базы спорта высших достижений

Необходимо отметить, что перечисленные спортсооружения демонстрационной группы являются одновременно материально-технической базой спорта высших достижений и массового спорта.

Один из важнейших вопросов подготовки спортсменов к международным соревнованиям и Олимпийским играм - это материально-техническое обеспечение сборных команд России, включающее наличие учебнотренировочных центров и баз.

Поэтому необходимо более подробно остановиться на анализе и характеристике существующей сети учебнотренировочных центров и баз.

После распада Советского Союза многие учебнотренировочные центры и базы оказались за границей, и поэтому обострилась проблема создания достаточных условий для учебно-тренировочного процесса сборных команд и спортивной подготовки спортсменов высшего спортивного мастерства.

Долгое время в стране имелось всего пять федеральных учебно-тренировочных центров и баз: «Ново-горск», «Озеро Круглое», «Руза», «Ока», «Южный», которые обеспечивали материальной базой, т.е. соответ-

ствующими спортсооружениями только 12 спортивных федераций.

Затем, в 2012 г., были построены федеральные учебнотренировочные центры зимних видов спорта: «Токсово» (Ленинградская обл.), «Чайковский» (Пермский край).

В регионах РФ имеются также спортивные базы по различным видам спорта субъектов РФ, т.е. региональные и муниципальные. Но, как показали выборочные исследования по отдельным регионам, их также недостаточно, они не отвечают в полной мере подготовке спортивных команд и высококвалифицированных спортсменов и в большинстве своем не имеют необходимого состава спортсооружений.

Поэтому необходимы строительство в регионах РФ новых учебно-тренировочных центров и баз (как федеральных, так и региональных), а также модернизация существующих с учетом внедрения новых методик спортивных занятий и тренировок, технологических новаций в современном международном спорте.

Начиная с 2006 года в рамках реализации «ФЦП на 2006-2015 годы» при участии ФГУП «Спортинжиниринг» за счет средств федерального бюджета

ФНЦ ВНИИФК

Теория и методика спорта высших достижений

были развернуты строительство и реконструкция спортивных сооружений на всех существующих пяти федеральных учебно-тренировочных центрах и базах.

Самая масштабная реконструкция и модернизация была осуществлена в учебно-тренировочном центре «Новогорск» и включала строительство новых спортсооружений (ледового манежа, зала художественной гимнастики, крытого и открытого легкоатлетических манежей, плавательного бассейна). Реконструкция УТЦ «Новогорск» позволила создать условия проведения учебно-тренировочного процесса сборных команд, команд юниоров на высоком спортивном уровне и в соответствии с международными требованиями, проводить международные соревнования.

В разработке проектных предложений по реконструкции УТЦ «Новогорск» принимали также участие сотрудники ВНИИФК.

Одновременно с реконструкцией существующих велось и новое строительство учебно-тренировочных центров и баз.

Для подготовки спортсменов к «Зимней олимпиаде-2014» в г. Сочи построен региональный лыжнобиатлонный центр в г. Саранске (Республика Мордовия), завершено строительство Центра подготовки лыжников к международным соревнованиям и зимним олимпийским играм в г. Алдане в Якутии.

В 2008 г. было закончено строительство Международного санно-бобслейного комплекса «Парамоново» в Московской области, что дало возможность нашим спортсменам и сборным командам проводить международные соревнования.

В дальнейшем к 2014 г. планируются создание и строительство федерального тренировочного центра «Пара-моново» для зимних видов спорта, включающего лыжный стадион, лыжно-биатлонный комплекс, сооружения для фристайла с универсальными залами и бассейн.

Материальной базой спорта высших достижений являются также спортивные сооружения в составе высших учебных заведений (вузов) физической культуры и спорта. В России всего 14 вузов ФКС.

Обеспеченность вузов спортивными сооружениями недостаточна как по количеству, так и по типам сооружений. Многие вузы ФКС не имеют полного состава физкультурно-спортивных сооружений, необходимых для организации и ведения учебно-образовательного процесса, обучения и формирования кадров преподавателей, подготовки тренерско-преподавательских кадров по различным видам спорта, а также подготовки спортсменов-разрядников в составе обучающихся студентов.

В настоящее время в рамках реализации «ФЦП на 2006-2015 годы» в 11 вузах ФКС ведутся строительство и реконструкция спортсооружений.

Учебных заведений среднего физкультурноспортивного образования - техникумов, колледжей, училищ олимпийского резерва (УОР), школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ), имеющихся в РФ, недостаточно для подготовки необходимого тренерско-преподавательского состава среднего звена и спортсменов-разрядников. Учебные заведения среднего

физкультурно-спортивного образования неравномерно распределены по регионам РФ и в большинстве своем не обеспечены необходимыми профильными спортсооружениями.

В результате предварительных исследований, проведенных в рамках НИР, установлен процент дефицита спортсооружений в составе УОР, который составляет от 45 до 70%.

Большое значение в подготовке спортсменов высокой квалификации для спорта высших достижений и подготовки олимпийского резерва имеют специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮ-ШОР). Однако существующая сеть СДЮШОР не отвечает в полной мере требованиям подготовки спортивного и олимпийского резерва. Они не обеспечены в полной мере необходимыми спортивными сооружениями. Многие СДЮШОР в регионах РФ не имеют профильных спортивных сооружений и вынуждены арендовать их (от 40 до 65%) у общеобразовательных учреждений, а также муниципальных (городских) и ведомственных сооружений (стадионы - 40%, крытые ледовые арены и катки - 58%, спортзалы - 65%, плавательные бассейны - 60%, спортплощадки - 50%, лыжные базы - 42%, водные станции и гребные каналы - 63%, стрельбища и тиры - 62%).

Но арендуемые спортсооружения не всегда в полной мере соответствуют требованиям учебно-тренировочного процесса специализированных, профильных СДЮШОР, методам подготовки спортивного и олимпийского резерва.

Дальнейшее формирование и развитие МТБ спорта высших достижений по группе «учебно-тренировочных спортивных объектов и сооружений» должны быть направлено на создание и строительство новых учебнотренировочных центров и баз, СДЮШОР, училищ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства, вузов и средних учебных заведений ФКС, на строительство в их составе новых дополнительных и недостающих спортсооружений, на реконструкцию и модернизацию существующих сооружений как на федеральном, так и на региональном, муниципальном уровнях.

Предложения по развитию МТБ спорта высших достижений

Предложения по развитию МТБ спорта высших достижений разработаны на основе проведенного анализа состояния МТБ спорта высших достижений с учетом заявок региональных спорткомитетов на создание и строительство новых спортсооружений для конкретных видов спорта и требований спортивных федераций к различным типам спортивных объектов и сооружений, а также к составу и специализации учебно-тренировочных центров и баз, спортивных школ и училищ олимпийского резерва.

Предложения по развитию МТБ спорта высших достижений для отдельных регионов разработаны с учетом утвержденного Правительством Российской Федерации Перечня базовых видов спорта, развиваемых в субъектах РФ, а также с учетом ряда факторов, таких,

ФНЦ ВНИИФК

Теория и методика спорта высших достижений

как природно-климатические условия, рельефные особенности и территориальные возможности регионов, финансовое и материальное обеспечение строительства новых спортивных объектов и сооружений, реконструкция и модернизация существующих.

В соответствии с запросами и требованиями федераций зимних видов спорта предлагается строительство 22 федеральных и региональных учебно-тренировочных центров и баз.

По зимним видам спорта, с учетом требований спортивных федераций, предлагается создание и строительство:

Биатлонных стадионов и комплексов в Архангельской (г. Онега), Псковской (г. Остров), Новосибирской, Омской (п. Муромцево), Московской (Красногорск, Дмитров, Клин), Свердловской обл., на Дальнем Востоке, Республике Коми, Алтайском крае, Татарстане;

Лыжных трамплинов, сооружений фристайла на Валдае, в Н. Новгороде, на Урале (Н. Тагил), в Сибири (Иркутск, Чита, Новосибирск, Омск), Пермском крае (г. Чусовой), в Мурманской, Псковской обл.;

Катков с 400-метровыми конькобежными дорожками, на Дальнем Востоке, в Сибири (Иркутск, Чита), в Поволжье (Н. Новгород), на Урале (Екатеринбург), в Центральном округе (Московская, Владимирская, Ивановская, Костромская, Смоленская, Ярославская обл.);

Федеральных и региональных учебно-тренировочных баз для фигурного катания в гг. Самаре, Перми, Кирове, Н. Новгороде, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге;

Центров и баз по горнолыжному спорту и сноуборду в Московской, в Кемеровской, Новосибирской, Свердловской, Челябинской обл., в Пермском крае, в республиках Хакасия и Башкортостан, Красноярском крае;

Оборудование в составе ледовых дворцов спорта катков для кёрлинга в Москве, С.-Петербурге, Новосибирске, Челябинске и др. городах.

По летним видам спорта в соответствии с утвержденным Перечнем базовых видов спорта, подлежащих развитию в регионах РФ для подготовки резерва сборных команд РФ, и запросами спортивных федераций предлагается создание федеральных и региональных учебно-

тренировочных центров и баз: по легкой атлетике, художественной и спортивной гимнастике - в Ивановской, Костромской, Калужской, Тверской, Тульской, Мурманской обл., в Якутии; по тяжелой атлетике - в Республике Коми; по велоспорту - в Тверской, Тульской, Ярославской, Ленинградской обл.; по академической гребле -в Москве, Московской, Ленинградской, Тверской, Новгородской, Нижегородской, Самарской обл., Татарстане; по конному спорту - в Адыгее, Алтайском крае, Москве и Московской области, в Ростовской области.

Для обеспечения базовых видов спорта высших достижений и олимпийских видов спорта соответствующей МТБ необходимо также строительство отвечающих мировым стандартам профильных спортивных сооружений.

Так, для обеспечения соответствующей МТБ развития тенниса предлагается создание и строительство теннисных центров и комплексов с крытыми и открытыми кортами в Москве (строительство теннисного комплекса в Измайлове, Национального теннисного центра в парке у Речного вокзала), в Московской обл., С.-Петербурге, Ленинградской, Пензенской, Самарской обл., Краснодарском крае, Татарстане.

Для обеспечения футбола материально-технической базой необходима реконструкция существующих в регионах футбольных стадионов, строительство новых стадионов с вместимостью более 5 тыс. зрителей с применением новейших строительных технологий и материалов с учетом рекомендаций по проектированию и строительству стадионов и стандартов, разработанных Британским Королевским институтом архитектуры. Требуется также формирование в регионах специализированных учебнотренировочных баз, УОР и СДЮШОР по футболу с обязательным включением в их состав футбольных полей.

Реализация предложений по развитию МТБ спорта высших достижений, в т.ч. олимпийских видов спорта, на последующих этапах работы будет осуществляться разработкой проектов конкретных учебно-тренировочных центров и баз, различных типов спортсооружений, отвечающих современным мировым стандартам и требованиям.

Литература

1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЗ. Москва, 4 декабря 2007 г.

2. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации № 7 от 11 января 2006 г.

3. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года / Мин-спорттуризм России. - Москва, 2009. - 32 с.

4. Материалы к заседанию коллегии Министерства спорта Российской Федерации 27 марта 2013 г. - 40 с.

5. Аристова Л.В. Тенденции и проблемы развития сети физкультурно-спортивных сооружений для зимних

видов спорта / Л.В. Аристова // Спортивные сооружения и олимпийские объекты Сочи-2014: интеллектуализация от проектирования до эксплуатации: материалы международной научно-практической конференции 2-4 апреля 2008 г. - М., 2008. - С. 38-43.

6. Аристова Л.В. Модернизация физкультурнооздоровительных и спортивных сооружений: методические рекомендации / Л.В. Аристова, М.В. Винодарова, Ю.Г. Жура, В.М. Крылова. - М., 2006. - 53 с.

7. Крылова В.М. Основные направления научных исследований практических разработок по вопросам развития материально-технической базы физической культуры и спорта / В.М. Крылова. Сб. «Социальноэкономические проблемы развития инфраструктуры физической культуры и спорта». - М., 2005. - С. 42-44.

ФНЦ ВНИИФК

Теория и методика спорта высших достижений

8. Мутко В.Л. Необходимо менять спортивную политику / В.Л. Мутко // Спортивные сооружения и индустрия. - 2008-2009. - № 4(10)-1(11). - С. 8-9.

9. Типологические основы проектирования сооружений развивающихся и нетрадиционных видов спорта. 2001/Москомархитектура. - Москва, 2001.- 82 с.

10. СП 31-112-2004. Физкультурно-спортивные залы.

Ч. 1 и 2. - М.: Советский спорт, 2005. - 138 с. и 85 с.

11. СП 31-112-2007. Физкультурно-спортивные залы. Ч. 3. Крытые ледовые арены. - М.: Советский спорт, 2008. - 102 с.

1. The Federal law “About physical culture and sport in the Russian Federation” № 329-FZ. Moscow, on December 4, 2007.

2. Federal target program “Physical Culture and Sport Development in the Russian Federation for 2006-2015”. Approved as the resolution of the government of the Russian Federation № 7 of January 11, 2006.

3. Strategy for development of physical culture and sport in the Russian Federation for the period till 2020 / Ministry of Sport, Tourism and Youth Policy of the Russian Federation. - Moscow, 2009. - 32 p.

4. Materials to meeting of board of the Ministry of sports of the Russian Federation on March 27, 2013. - 40 p.

5. Aristova L.V. Tendencies and problems of development of a network of sports and sports constructions for winter sports / L.V. Aristova // Sportivnye sooruzhenija i olimpijskie ob’ekty Sochi-2014: intellektualizacija ot proektirovanija do jekspluatacii: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii April 2-4, 2008. -M., 2008. - P. 38-43.

6. Aristova L.V. Modernization of sports and improving and sports constructions: methodical recommendations / L.V. Aristova, M.V. Vinodarova, Yu.G. Zhura, V.M. Krylova. - M., 2006. - 53 p.

7. Krylova V.M. The main directions of scientific researches of practical development concerning development of material base of physical culture and sport / V.M. Krylova. Sb. “Social’no-jekonomicheskie problemy razvitija infrastruktury fizicheskoj kul’tury i sporta”. - M., 2005. -P. 42-44.

8. Mutko V.L. It is need to change sports policy / V.L. Mutko // Sports constructions and industry. - 2008-2009. -№ 4(10) - 1(11). - P. 8-9.

9. Typological bases of design of constructions of developing and nonconventional sports. 2001/Moscow City Architecture Committee. - Moscow, 2001. - 82 p.

Материально-техническая база физической культуры и спорта, являясь частью национального богатства общества, включает в себя спортивные сооружения, предприятия, изготовляющие спортивные товары, а тaк же инвентарь и другое спортивное имущество, находящееся в распоряжении хозяйственных, профсоюзных, физкультурных и других организаций или в собственности отдельных граждан.

Наиболее значительная часть материально-технической базы - спортивные сооружения. В зависимости от назначения и использования спортивные сооружения делятся на универсальные (для нескольких видов спорта) и специализированные (для одного вида спорта).

Спортивные сооружения предназначены для удовлетворения потребностей населения в занятиях физической культурой и спортом. Они должны учитывать потребности в спортивном обслуживании различных слоев населения (по возрасту, полу, социальным и профессиональным группам, спортивным интересам и т.п.

Каждое спортсооружение должно создаваться с учётом перспектив развития населенного пункта. Так, например, перспективы роста большого города, должны учитывать перспективы расширения спортсооружений, их набора и распределения по территории. Вместе с этим при строительстве спортивных сооружений следует учитывать не только увеличение и изменение потребностей населения, но также наличие и эффективность использования уже имеющихся спортивных баз.

Развитие системы спортивных сооружений в населенных пунктах должно определяться генеральными планами их застройки в соответствии со строительными нормами и правилами Госстроя.

В соответствии с этими нормами генеральным планом застройки населенного пункта должны быть предусмотрены земельные участки для размещения спортсооружений, как на ближайшие годы, так и на перспективный период.

Реальность планов создания спортивных сооружений во многом зависит от правильного экономического обоснования всех расчетов, а также наличия средств для капитальных вложений.

Стоимость плоскостных сооружений микрорайонной ступени закладывается в смету жилищного строительства и практически не превышает затрат на простое озеленение этой же площади. Оно значительно ниже средней стоимости благоустройства жилого квартала. Стоимость плоскостных сооружений значительно возрастет при использовании современных, более качественных покрытий.

Стоимость городской спортивной сети достигает примерно 1,5% общей стоимости жилья. Балансовая стоимость стадионов возрастает не только по мере увеличения численности мест на трибунах, но, главным образом, вследствие насыщения стадионов крытыми и открытыми спортивными сооружениями, находящимися вне пределов основного спортивного ядра.

Составной частью материально-технической базы физической культуры и спорта является оборудование спортивных сооружений (снаряды, приспособления, инвентарь длительного пользования и т.п.).

Рост сети спортивных сооружений, и специализация, повышение технической оснащенности учебно-тренировочного процесса и соревнований с каждым годом предъявляют все новые требования к оборудованию спортсооружений современными снарядами, приборами, инвентарем.

Исследования показывают, что оборудование спортсооружений по стоимости составляет в среднем около 8% их общей стоимости, что соответствует подобной же норме в других отраслях. Зная общую стоимость спортивных сооружений (основных фондов) и объем капиталовложений в спортивное строительство (республике, области, городу), нетрудно рассчитать суммарную стоимость оборудования.

Приложение к письму

Министерства молодежи, спорта и туризма Донецкой Народной Республики

20.02.2017 № 01-21/609

Материально-техническое обеспечение предмета

«Физическая культура» согласно приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 408 от 18.08.2015 г.*

* в столбце Наименование ни чего не дописывать и ни чего не удалять. Таблицу не видоизменять!

Наименование

Фактическое количество

приобретенного

Планируемое приобретение в 2017 г.

1. Гимнастический инвентарь

Перекладина (низкая и высокая)

Перекладина разновысокая

Перекладина навесная

Брусья (параллельные и разновысокие)

Конь, козел для опорных прыжков

Мостик для опорных прыжков

Канат подвесной для лазанья с механизмом крепления

Канат для перетягивания

Бревно гимнастическое

Скамейка гимнастическая универсальная (бревно напольное)

Скамьи гимнастические

Стенка гимнастическая (количество секций)

Скакалки

Палки гимнастические

Мячи большого тенниса

Маты гимнастические в чехлах

Маты гимнастические поролоновые

Зеркало (размером 2х3 м.)

Инвентарь для фитнеса

Степ-платформа

Резиновые амортизаторы

Фитнес-коврики

Ленточные утяжелители

Эспандеры

2. Легкоатлетический инвентарь

Колодки стартовые

Гранаты (весом 500г, 700г)

Ядра (весом 3кг, 4кг)

Пистолет стартовый

Флажки судейские

Секундомеры электронные

Секундомеры двустрелочные

Стойки-планки металлические

Измеритель для прыжков в высоту

Рулетка металлическая (1-100 м)

Эстафетные палки

Барьеры л/а тренировочные

Мяч малый для метания

Финишные стойки

Полотнище «СТАРТ», Полотнище «ФИНИШ»

3. Лыжный инвентарь

Лыжи беговые с креплениями

Палки лыжные

Мази лыжные для различных температур

4. Инвентарь для спортивных сооружений

Мячи баскетбольные

Антенны с карманом для сетки (пара)

Мячи гандбольные (1,2,3)

Мячи футбольные (3,4,5)

Сетки волейбольные

Сетки для мячей

Измеритель высоты волейбольной сетки

Ворота гандбольные

Насосы для надувания мячей

Свистки судейские

Флажки судейские

Вышка судейская (на каждую волейбольную площадку)

Скамьи гимнастические (на каждую спортплощадку)

Стойки для обводки

Часы-секундометр настенный

Шахматные часы

Шахматы, шашки

Столы для настольного тенниса

Ракетки для настольного тенниса

Мячи для настольного тенниса

Ракетки для бадминтона

Сетки для бадминтона

Воланы для бадминтона

Доска информационная магнитно-маркерная

Стол переносной раскладной с комплектом стульев

Перекидное табло

Пьедестал

Компрессор для накачивания шин велосипедов, спортивных мячей, пр.

Аптечка переносная для спортивных площадок

5. Туристский инвентарь

Туристические палатки

Спальные мешки

Подушки резиновые надувные

Матрасы резиновые надувные

Алюминиевые кастрюли с крышками

Разливная ложка

Топорики туристические

Ведра железные

Посуда для приготовления пищи (набор казанов туристических)

Иглы, нитки – комплекты

Веревка туристическая

Набор шанцевого инструмента

Разметочная полимерная лента 1000м

Фонарь кемпинговый

6. Ориентировочный перечень оборудования тренажерного зала

Оборудование, направленное на оздоровление:

Диски «Здоровье»

Велотренажеры

Бегущая дорожка

Тренажер «Водный»

Эспандеры, резиновые жгуты

Менажеры для ступней ног

Тренажер «Здоровье»

Гимнастические скамейки

Сборно-разборные гантели

Набивные мячи (1,3,5 кг)

Профилактор Евминова

Кардиотренажеры (велотренажеры, велоэргометры, беговые дорожки, орбитреки, эллиптические тренажеры, мни степперы, гребные тренажеры)

Скамья для жима

7. Спортивная форма для сборных команд учебного заведения

(Количество зависит от состава команд и их наличие)

Форма футбольная

Форма баскетбольная

Форма волейбольная

Форма гандбольная

Манишки двух цветов

Номера нагрудные

8. Технические средства обучения

Телевизор с универсальной подставкой

Аудио-центр с системой озвучивания спортивных залов и площадок (усилитель, микшер)

Радиомикрофон

Мультимедийный компьютер

Принтер лазерный

Копировальный аппарат

Цифровая видеокамера

Цифровая фотокамера

Мультимедиа проектор

Экран (на штативе или навесной)

Компакт-диски

Строевые приемы

Техника бега, прыжков, метаний

Техника гимнастических упражнений

Техника акробатических упражнений

Техника и тактика игры в волейбол

Техника и тактика игры в гандбол

Техника и тактика игры в футбол

Техника и тактика игры в баскетбол

Ритмическая гимнастика

Атлетическая гимнастика

Техника лыжных ходов

Техника спортивных средств плавания

10. Наборы для подвижных игр

Хоккей с мячом

Мини теннис

Кольцеброс

Конус сигнальный малый

Конус со втулкой

Мяч пластизолевый диаметром 13 см

Мяч пластизолевый диаметром 17 см

Мяч поролоновый диаметром 9 см

Мяч поролоновый диаметром 25 см

Мишень «дартс» детская (на липучке)

Палка гимнастическая пластмассовая длинной 1,06 м

Скакалка резиновая

«Удочка»

Жилетки двух цветов

Лента для разметки площадок

Сумка для инвентаря

Методическое пособие с описанием игр

Министерство спорта Российской Федерации

бакалавр должен владеть:

Навыками анализа оздоровительных систем, методик по характеру их влияния на организм занимающихся инвалидов и навыками практического выполнения физических упражнений;

Навыками рациональной организации и проведения занятий физкультурно-оздоровительной направленности с инвалидами;

Теорией планирования, управления и контроля процессов осуществления профессиональной педагогической деятельности в сфере оздоровления маломобильных групп населения;

Специальной терминологией, профессиональной речью в процессе занятий, общения, воспитательной и консультативной работе с инвалидами.

1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий

В процессе проведения курса «Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры» применяются:

Активные формы учебной работы:

Интерактивные формы занятий (всего 12 часов):

2. Игровая имитация – 8 часа. ПЗ.

· Занятие 1. Освоение комплекса упражнений и составления комплекса упражнений для подготовки верхних конечностей к протезированию

· Занятие 2. Освоение комплекса упражнений и составления комплекса упражнений для подготовки нижних конечностей к протезированию

· Занятия 3. Освоение комплекса упражнений для воспитания в реабилитации слабовидящих и слабослышащих детей

2. Стандартизированный тест – 4 часа. СЗ.

2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы.

Таблица 1 – Состав и объём дисциплины

2.2 Разделы дисциплин

В соответствии с требованиями, заложенными в содержании блока дисциплин профессионального цикла (Б1.В. ОД.19) государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения для направления 49.03.02.62 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), дисциплина «Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры» включает два дидактических единицы (раздела):

1. Раздел 1. Спортивные сооружения для инвалидов.

2. Раздел 2. Технические средства МТО.

3. Раздел 3. Тренажеры для инвалидов.

4. Раздел 4. Средства для реабилитации инвалидов.

Раздел 4. Инвентарь, оборудование, экипировка в МТО АФК

2.3 Темы и их краткое содержание

Таблица 1 – Темы и их краткое содержание

Темы

Раздел 1.

Спортивные сооружения для

инвалидов

Особенности архитектурно-планировочной организации физкультурно-спортивных сооружений для инвалидов

Параметры зон и пространств для инвалидов. Пешеходные пути. Здания и сооружения спортивного назначения, общие требования. Плавательные бассейны.

Проектирование, строительство и оборудование спортивных залов, плавательных бассейнов, игровых площадок с целью облегчения доступа к ним инвалидов.

Специализированные здания и сооружения, специализированные жилые здания. Специализированные учреждения реабилитации инвалидов. Помещения для физкультурных, музыкальных и специальных занятий.

Особенности проектирования и оборудования помещений и сооружений для инвалидов.

Раздел 2

Технические средства для инвалидов с дефектами верхних конечностей: приспособления для управления велосипедом , для плавания, для удержания лыжной палки, для пользования гантелей, для игры в настольный теннис , для игры в бадминтон , для игры в гольф, для игры в бейсбол , приспособления для стрельбы из лука , для пользования однолопастного и двулопастного весел в гребли.

Технические средства для инвалидов с дефектами нижних конечностей: протезная техника для бега; протезная техника в велоспорте , плавании, лыжном спорте , в спортивных играх, в тяжелой атлетике . Разновидности спортивных колясок. Конструктивные особенности спортивных инвалидных колясок. Вес, габариты спортивных колясок.

Краткая характеристика групп и подгрупп средств, используемых для улучшения качества жизни инвалидов

Раздел 3

Тренажеры для освоения инвалидами тех или иных соревновательных двигательных действий, развития и совершенствования их физических качеств

Классификация тренажеров и их характеристика. Технические особенности тренажеров для различных групп инвалидов.

Продолжение таблицы 1

2.4 Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Создание оптимальных бытовых условий для адаптации инвалидов в социальной среде.

2. Организация помещений, мебели, бытовой техники для оптимальной жизнедеятельности инвалидов.

3. Рациональное проектирование и оборудование жилых помещений для инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске.

4. Вопросы проектирования спортивных зданий и сооружений в соответствии с нуждами инвалидов различных нозологических групп.

5. Особенности проектирования и оборудования помещений и сооружений для слепых и слабовидящих.

6. Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры .

7. Анализ развития физкультурно-спортивных клубов инвалидов в субъектах РФ.

8. Вида спорта для инвалидов, не требующие изменения основных параметров сооружений общего пользования.

9. Градостроительные предпосылки проектирования и нормирования сооружений для инвалидов.

11. Виды спорта, не требующие применения специальных конструкций, протезов для инвалидов.

12. Спортивные сооружения, обеспечивающие доступность занятиями спортом с инвалидами.

13. Тренажеры, используемые для развития и совершенствования физических качеств и способностей инвалидов.

14. Технические средства для усовершенствования протезов, используемых для занятий спортом инвалидов.

15. Конструктивные особенности кресел-колясок для занятий спортом.

2.5 Примерный перечень вопросов к зачету

1.Отечественный и зарубежный опыт организации физкультурно-спортивной работы с инвалидами.

2.Практика проектирования, строительства и эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений для инвалидов.

3.Проблема «строительных барьеров» и обеспечение безопасности.

4.Требования к материально-техническому обеспечению занятий с инвалидами.

5.Социологический аспект исследования проблем проектирования физкультурно - спортивных сооружений для инвалидов.

6.Методическая и спортивно-техническая основа организации мест проведения занятий.

7.Определение основных типов сооружений и составов физкультурно-спортивных комплексов.

8.Модернизация существующих физкультурно-спортивных сооружений.

9.Места для зрителей для инвалидов на стадионах.

10. Гардеробные для спортсменов-инвалидов.

11. Оборудование санитарно-гигиенических помещений для спортсменов-инвалидов.

12. Оборудование плавательных бассейнов для спортсменов-инвалидов.

13. Основные габариты и зоны занятий для спортсменов-инвалидов на стадионах.

14. Игровые площадки для спортсменов-инвалидов.

15. Классификация средств и приспособлений для физкультурной работы с инвалидами.

16. Классификация тренажеров, используемых в восстановлений двигательных функций.

17. Технические средства для инвалидов с дефектами верхних конечностей

18. Технические средства для инвалидов с дефектами нижних конечностей.

19. Технические средства для слабовидящих

20. Технические средства для слабослышащих и глухих.

21. Технические средства для инвалидов-детства, олигофренов и др.

22. Структура протезно-ортопедических предприятий.

23. Классификация колясок для инвалидов в зависимости от заболеваний.

24. Конструктивные особенности спортивных колясок.

25. Базовые модели спортивных колясок.

26. Ведущие фирмы по выпуску инвентаря, приспособлений, протезов для спортсменов-инвалидов.

27. Спортивные коляски для экстремальных видов спорта.

28. Материально-техническое обеспечение АФК как система условий для организации и осуществления спортивно-оздоровительной работы среди инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья

29. Формы построения занятий, особенности средств, методов материально-технического обеспечения АФК.

30. Оснащение сооружений спортивного назначения с целью обеспечения доступности проведения спортивно-оздоровительной работы с инвалидами

31. Классификация и характеристика средств, используемых для оснащения сооружений спортивного назначения при проведении в них спортивно-оздоровительной работы с инвалидами.

32. Тренажеры для освоения инвалидами тех или иных соревновательных двигательных действий, развития и совершенствования их физических качеств и способностей.

33. Основные средства протезной техники для занятий физической культурой и спортом.

34. Средства протезной техники при занятиях различными видами спорта

35. Участие лиц с ограниченными возможностями в паралимпийском движении.

36. Протезная техника при занятиях бегом.

37. Протезная техника при занятиях плаванием.

38. Протезная техника при занятиях лыжным спортом.

39. Протезная техника при занятиях велоспортом

40. Протезная техника при занятиях тяжелой атлетикой

41. Технические средства передвижения инвалидов

42. Кресла-коляски для занятий спортом и передвижения в быту

43. Проектирование и оборудование спортивных зданий и сооружений для инвалидов

44. Создание оптимальных условий для проживания инвалидов, посещения и пользования спортивными залами, плавательными бассейнами, стадионами и другими сооружениями.

3 Распределение часов курса по темам и видам работ

3.1 Тематический план лекционных занятий

Таблица 4 Тематический план лекционных занятий

№ раздела

Наименование лекций

Объем, час.

8 семестр

1. Спортивные сооружения для инвалидов

1. Спортивные сооружения для инвалидов,

Основные элементы среды, зданий и сооружений.

2. Параметры зон и пространств для инвалидов. Пешеходные пути. Здания и сооружения спортивного назначения, общие требования. Плавательные бассейны.

3.Специализированные здания и сооружения, специализированные жилые здания. Специализированные учреждения реабилитации инвалидов. Помещения для физкультурных, музыкальных и специальных занятий.

2. Технические средства МТО

4. Технические средства для инвалидов с дефектами верхних конечностей.

5.Технические средства для инвалидов с дефектами нижних конечностей.

3. Тренажеры для инвалидов

6.Тренажеры для освоения инвалидами тех или иных соревновательных двигательных действий, развития и совершенствования их физических качеств и способностей. Волновые тренажеры.

4. Инвентарь, оборудование, экипировка в МТО АФК

7.Средствами реабилитации в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

8.Технические средства реабилитации для восстановления способности к передвижению и самообслуживания, Трости опорные, костыли, опоры, поручни, Протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы, Кресла-коляски,

9. Протезы верхних конечностей, Протезы нижних конечностей, Ортопедическая обувь,

10. Технические средства реабилитации для ухода, способствующие соблюдению правил личной гигиены и сохранению целостности кожных покровов, противопролежневые матрацы и подушки

ИТОГО 14


3.2 Тематический план практических занятий

Таблица 4 Тематический план практических занятий

№ п/п

№раздела/

темы

Наименование практических занятий

Объем, час.

8 семестр

Спортивные сооружения для инвалидов

Специализированные учреждения реабилитации инвалидов.

Технические средства для инвалидов с дефектами верхних конечностей.

Технические средства для инвалидов с дефектами нижних конечностей.

Кресла-коляски для занятий различными видами адаптивного спорта.

Тренажеры для инвалидов

Спортивные тренажёры для инвалидов различных нозологий

Протезная техника и средства передвижения в быту и при занятиях ФК и С.

Средства протезной техники для занятий физической культурой и спортом:

Инвентарь, оборудование, экипировка для спортсмена-инвалида.

Виды протезно-ортопедической техники для инвалидов различной нозологии

ИТОГО

3.3 Тематический план самостоятельной работы студентов

Таблица 5 Тематический план самостоятельной работы студентов

№ п/п

Дидактическая единица/раздел

Вид СРС (наименование задания, темы для СРС)

Сроки выполнения

Формы контроля

Объем, час.

Доклад (тема в перечне тем для самостоятельных работ)

По учебному плану

Подготовка презентаций

По учебному плану

Демонстрация

самостоятельное изучение теоретического материала

По учебному плану

ИТОГО

4 Формы контроля (текущего, промежуточного и итогового)

Для определения уровня формирования компетенций студента при изучении дисциплины «Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры» используются следующие методы:

Для определения уровня формирования компетенций студента при изучении дисциплины «Материальное обеспечение инвалидов» используются следующие методы:

- стандартизированный тест с дополнительным творческим заданием . Данный тест содержит задания, как с выбором правильного варианта ответа, так и включает в себя творческое задание;

- метод развивающейся кооперации . Включает решение задач, которые трудно выполнить в индивидуальном порядке и для которых нужна кооперация, объединение студентов с распределением роли в группе. Такой тип работы может быть целесообразен при, например, подготовке видеороликов, презентаций и т. п., проведении комплексов физических упражнений;

- портфолио (сборник учебных достижений студента). Оформляется в виде рабочей тетради, в которой отражены краткие сообщения по определенным темам, комплексы физических упражнений и пр.;

- модульно-рейтинговая система позволяет оценить работу студента в течение семестра по сумме баллов (рейтингу), которые он набрал по итогам аттестации (контрольной работы , коллоквиума , теста, портфолио и т. п.).

Текущий контроль по темам производится при помощи тестов в ходе семинара и коллоквиума.

Промежуточный контроль с проведением семинаров (по все разделам) и проверки портфолио.

Формой итогового контроля знаний студентов является зачёт в 8 семестре.

5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Список литературы

экземпляров

Основная

Курдыбайло по материально-техническому обеспечению адаптивной физической культуре. М.: Советский спорт, 2009. 256 с.

Евсеев -техническое обеспечение адаптивной физической культуры: учебник. М.: Советский спорт, 2007. 308 с.

Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т. 1-2 / под общей ред. проф. .- М.: Советский спорт, 2005.

Всего экземпляров

Дополнительная

Физическая реабилитация и спорт инвалидов: нормативные правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации / Автор-составитель. 2005 - 592 с

Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры: Учебн. пособие / Под редакцией проф. . – М.: Советский спорт, 2000. - 152 с

Продолжение таблицы 6

5.3 Информационно-справочные системы (адреса электронных библиотек)

http://razym. ru

Рассказать друзьям