Презентация на тему художественная гимнастика упражнения с мячом. Комплексы упражнений с большим мячом Перекат мяча по рукам в художественной гимнастике

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В художественной гимнастике широко применяются упражнения с различными предметами: малым и средним мячом, скакалкой, обручем, лентой, вымпелом, шарфом . Они способствуют развитию тонкого мышечного чувства, глазомера, приучают к точности в движениях, совершенствуют их координацию. Кроме того, они позволяют создавать красивые, интересные рисунки движений.

Все упражнения с предметами в художественной гимнастике основаны на движениях без предмета. Поэтому переходить к ним следует после систематических тренировок по выполнению упражнений без предметов. В каждую тренировку включайте один предмет. Начните с малого (теннисного) мяча.

Упражнения с мячом

Упражнение № 1

Положите мяч на ладонь правой руки, а левую поднимите в сторону. Слегка приседая и опуская голову на грудь, бросьте мяч вверх. Заканчивая бросок, выпрямите корпус, поднимите голову и смотрите на мяч. (Рис. 1 а, б)

Теперь поймайте мяч правой рукой, так же слегка приседая и наклоняя голову. В момент касания мячом руки, она продолжает опускаться, тем самым пассируя (смягчая) удар мяча о ладонь. (Рис. 1 в, г)

Упражнение № 2

Повторите бросок вверх левой рукой, соблюдая те же требования. Сделайте по 4-6 бросков каждой рукой.

Упражнение № 3

Бросьте мяч правой рукой и поймайте его левой (4-6 раз).

Упражнение № 4

В момент, когда мяч будет вверху, сделайте хлопок руками над головой, за спиной.

Упражнение № 5

Бросьте мяч повыше и, когда он будет вверху, сделайте поворот на месте, переступая на носках. Руки вытяните в стороны. (Рис. 2)

Повторите броски другой рукой с поворотом в противоположную сторону 2-4 раза.

Упражнение № 6

Держите мяч пальцами сверху. Слегка приседая и округляя спину, ударьте мячом о пол. (Рис. 3 а)

После отскока подхватите мяч на ладонь и, не останавливая его движения, подбейте слегка вверх. Сделайте то же другой рукой. Повторите движения 4-6 раз.

Упражнение № 7

Сделайте шаг левой ногой, сгибая вперед правую, и одновременно бросьте мяч вверх левой рукой. (Рис. 4).

Поймав мяч, сделайте шаг другой ногой и бросьте мяч правой рукой. Повторите 6-8 раз. Теперь усложните бросок, делая его не на шаге, а на подскоке на опорной ноге (8-10-12 раз).

Упражнение № 8

Бросьте мяч правой рукой под левую, вытянув ее вперед (рис. 5 а), и поймайте ладонью левой. Затем, не задерживая мяча, бросьте его левой рукой под правую (рис. 5 б) и поймайте правой. Бросайте мяч непрерывно каждой рукой по 4-6 раз и при этом смотрите на мяч.

Упражнение № 9

Бросьте мяч правой рукой под согнутую в колене левую ногу (рис. 6 а) и поймайте его левой рукой. Не задерживая мяча, бросьте его под правую ногу. (Рис. 6 б). Броски надо делать по 2-4 раза под каждую ногу.

Упражнение № 10

Сделайте броски на «скачке», т. е. во время броска под согнутую ногу другая нога должна оттолкнуться от пола. Во время «скачков» продвигайтесь вперед или назад. (Рис. 7). Повторите все 2-4-6-8 раз.

Упражнение № 11

Соедините в одно непрерывное упражнение броски под руку (рис. 5 а, б) с бросками под согнутую ногу (Рис. 6 а, б)

Упражнение № 12

Держа мяч правой рукой, ведите ее вниз и назад, одновременно сгибая в локте, а потом в лучезапястном суставе. Затем бросьте мяч по дуге вверх над правым плечом (рис. 8 а, б) и поймайте правой рукой.

Этот бросок называется «выкрутом». Повторите его левой рукой. Сделайте по 4-6 бросков одной и другой, рукой. Это движение можно выполнять, танцуя «Польку».

Упражнение № 13

Вытяните руки в стороны, ноги поставьте врозь. Мяч держите в правой руке. Затем, слегка приседая на правой ноге и наклоняя корпус вправо, бросьте мяч «выкрутом» за спиной с таким расчетом, чтобы он не коснулся спины и пролетел по дуге сзади в левую руку (Рис. 9 а, б)

Поймав мяч левой рукой, не задерживайте его, а перебросьте «выкрутом» за спиной в правую руку. Повторите это 4-6 раз.

Примечание:

Когда эти основные движения с мячом будут отработаны, можно их соединять между собой по своему усмотрению в короткие упражнения и делать их группой, стоя в кругу или продвигаясь под музыку танцевальными шагами «Польки» или «Галопа».

От малого теннисного мяча переходите к среднему. Это обыкновенный резиновый мяч, диаметром 15-16 сантиметров. Делать упражнения с ним труднее, поэтому вначале следует научиться хорошо владеть малым мячом.

Упражнения со скакалкой

Освоив мяч, можно переходить к упражнениям со скакалкой в художественной гимнастике . Продается она в спортивных магазинах. Чтобы выбрать скакалку по своему росту, встаньте обеими ногами на середину шнура, а ручки подтяните к плечам. (Рис. 10). Скакалку можно сделать и самим: проденьте через деревянные ручки пеньковую веревку, плотный шнур или резиновую трубку.


Упражнение № 14

Вращая скакалку вперед, делайте подскоки, выпрямляя поочередно то одну, то другую ногу (Рис. 11). Корпус держите прямо, носки оттягивайте. Вращайте скакалку при участии только лучезапястных суставов. Сделайте 8-12 движений.

Упражнение № 15

Повторите предыдущее упражнение, вращая скакалку назад (Рис. 12).

Упражнение № 16

Делайте подскоки на одной ноге, согнув другую вперед (4 раза). Не останавливая вращения скакалки вперед, повторите подскоки на другой ноге (Рис. 13)

Выполните это же движение, вращая скакалку назад.

Упражнение № 17

Вращайте скакалку вперед один раз просто, а другой раз - скрещивая руки. Подскоки делайте одновременно, отталкиваясь двумя ногами. (Рис. 14 а, б). Сделайте непрерывно 8-12-16 подскоков. Затем повторите то же самое, вращая скакалку назад.

Примечание: Сделав два-три упражнения со скакалкой, отдохните, но не стойте на месте, не садитесь, а пройдите несколько шагов, глубоко дыша.

Упражнение № 18

Сложите скакалку вдвое и обе ее ручки возьмите в правую руку. Наклонитесь вперед и вращайте скакалку правой рукой под ногами, перепрыгивая через нее то одной, то другой ногой (Рис. 15).

Сделайте это 6-8 раз, отдохните и повторите упражнение, вращая скакалку левой рукой.

Упражнение № 19

Отталкиваясь обеими ногами, сделайте энергичный подскок вверх так, чтобы в это время скакалка дважды прокрутилась под ногами. Это будет двойное вращение. Повторите его 2-4-6 раз.

Примечание: Отдельные упражнения со скакалкой можно по-разному сочетать. Их хорошо выполнять под русские плясовые мелодии.

Упражнения с лентой

Упражнения с лентой в художественной гимнастике можно делать в большой комнате, в зале и на воздухе. Длина ленты 5 метров, ширина 3-5 сантиметров. Один конец ее прикрепите к палочке при помощи кольца. Длина палочки 65-70 см (Рис. 16 вверху)

Упражнение № 20

Встаньте на носки, возьмите палочку с лентой в правую руку и делайте ею энергичный взмах влево по большой дуге, а затем, не останавливая движения, возвращайте таким же взмахом вправо. Ноги при этом слегка сгибаются в коленях. (Рис. 17) Повторите это 4-6 раз.

Можно делать не дуги, а круги, вращая ленту несколько раз перед собой. Или делать круги над головой, стоя на одной ноге. (Рис. 18). Во время вращений можно продвигаться шагами, прыжками.

Круги можно делать и в боковой плоскости (Рис. 19), стоя на одной ноге или продвигаясь танцевальными шагами.

Упражнение № 21

Стоя чуть наклонившись на двух или на одной ноге, делайте короткие ритмичные движения лентой взерх-вниз. (Рис. 20). При этом движении лента будет извиваться «змейкой». Эту «змейку» можно делать и с поворотом на месте (Рис. 21), но в этом случае лента не должна касаться пола.


Упражнение № 22

Вращая ленту непрерывными кругами в лицевой пл¬скости, можно прыгать через нее, как бы перешагивая сначала одной, а потом другой ногой. (Рис. 22)

Упражнение № 23

Бег с лентой, во время которого лента извивается «змейкой» в воздухе. (Рис. 23)


Соедините движения по дуге и по кругу со «змейкой», бегом, прыжками и поворотом. Получится красивое упражнение.

Упражнения с шарфом

Для упражнения с шарфом достаньте кусок шелковой, очень легкой материи, длиной 2 м и шириной 80-90 см. Для этой цели подойдет газовый шарф. С ним можно делать многие движения, описанные в упражнениях с лентой, например дуги и круги в лицевой (рис. 24 вверху) и боковой (рис. 25) плоскостях. Шарф надо держать одной рукой за узкий край.

Взмахивать шарфом, держа его за широкий край.

Стремительно бежать с шарфом, поднятым над головой (Рис. 26 выше)

Делать прыжки, держа шарф двумя руками за широкий (рис. 27) или за узкий (рис. 28) края.

Наклоняться назад (рис. 29)

Стоять на одной ноге, удерживая равновесие. (Рис. 30)


Примечание: Отдельные движения с шарфом также можно соединять в короткие упражнения, выполняя их под музыку.

Несколько методических указаний к упражнениям с предметами

Начиная с первого упражнения следите за тем, чтобы все тело участвовало в движении. Так, при подбрасывании мяча вверх движения должны выполняться «волной». Свободная рука должна оставаться в одном и том же положении, если она не принимает активного участия в движении.

В момент ловли мяча в большинстве случаев необходимо смягчать его удар, как указано в упражнении № 1 (рис. 1 в, г). В пассировке падающего мяча принимает участие все тело: корпус, ноги, руки. Происходит как бы «круглое» полуприседание. Вообще во всех упражнениях с предметами в художественной гимнастике необходимо активное участие всего тела.

Каждое упражнение следует повторять, делая его правой и левой рукой. Соединяйте предыдущее упражнение с последующим, чтобы получать новые короткие «связки».

Осторожнее занимайтесь со скакалкой. Не перегружайте организм прыжками!

Чередуйте движения с отдыхом, постепенно увеличивая число прыжков.

Непременное условие для всех упражнений - правильное дыхание. Его нельзя задерживать. Дышите всегда глубоко и ритмично. Помните и об осанке.

После тренировки не забудьте сделать заключительные успокаивающие упражнения.

Сочиняйте сами короткие упражнения с отдельными предметами. Исполняйте их целой группой.

По материалам журнала…

Транскрипт

1 Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва Пушкинского района Санкт-Петербурга МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛОВЛЕ МЯЧА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Выполнила: тренер-преподаватель по художественной гимнастике Иванова Л.А. Санкт Петербург 2012

2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1 Состояние изучаемого вопроса по данным специальной литературы 4 Глава 2 Цель, задачи, методы исследования Цель исследования Задачи исследования Методы исследования Теоретический анализ Педагогическое наблюдение Педагогический эксперимент 8 Глава 3 Методика обучения ловле мяча 10 Глава 4 Результаты исследования Результаты педагогического наблюдения Результаты педагогического эксперимента 15 ВЫВОДЫ 16 Список литературы 18

3 Введение Упражнения с предметами являются важным компонентом технической подготовки в художественной гимнастике. Достаточно заметить, что начинающие гимнастки уже с 6-7 лет должны выполнять два упражнения, одно из которых с предметом. В целом в классификационной программе, начиная с первого юношеского разряда и включая кандидатов в мастера спорта, 80% всех упражнений составляют композиции с предметами, а гимнастки, выступающие по программе мастеров спорта выполняют все пять упражнений с предметами. Развитие художественной гимнастики ставит перед спортсменками все более сложные задачи по созданию не только технически виртуозных, но эмоциональных, ярких, внутренне содержательных, музыкально-убедительных композиций с предметами (Бирюк Е.В., Овчинникова Н.А.,1989). Усложнение соревновательной программы повлекло к «омоложению» представительниц художественной гимнастики. Это привело к тому, что элементы повышенной трудности должны выполнять не только мастера, но и юные гимнастки, выступающие по программе первого разряда. Все это требует совершенствования методики обучения и повышения эффективности всего учебно-тренировочного процесса на этапе начальной спортивной специализации, так как именно здесь закладываются основы для подготовки высококвалифицированных спортсменок (Ключникова А.Н.,1992; Гулбани Р.Ш.,1986).

4 Глава 1. Состояние изучаемого вопроса по данным специальной литературы Анализом выступлений гимнасток на соревнованиях различного ранга проведенным рядом исследователей (Бирюк Е.В., Овчинникова Н.А.,1983; Ключникова А. Н.,1992; Коновалова Л.А.1993 и др.) и в настоящей работе, доказано низкое качество исполнения бросковых элементов, обусловленное наличием ошибок технического характера. Проведенные наблюдения показали, что при выполнении упражнений с предметами наиболее серьезной является потеря мяча. Это объясняется тем, что во-первых, ловля мяча, согласно правилам соревнований, должна осуществляться одной рукой (ловля мяча двумя руками понижает группу трудности), во-вторых, размер, форма и фактура предмета требует от гимнастки более точных двигательных ощущений и создает большую вероятность выхода мяча за пределы площадки. Традиционная методика обучения предусматривает постепенное (путем многократных проб и ошибок, перестроек движений) подведение занимающихся к заданному результату, который при этом формулируется, особенно в начале обучения, в самом общем плане, без рассмотрения параметров будущего действия (Евсеев С.П.,1991). Так Матвеев Л.П.(1976) и Новиков А.Д.(1976) предлагают начинать обучение двигательному действию с создания общего представления о рациональных способах его выполнения и установки на освоение того или иного способа. Первоначально объяснения техники не должны быть пространными - только о самых главных моментах, в общих чертах. Детальная информация на этом этапе обычно не достигает цели: обучающиеся не в состоянии ее усвоить. Представление о новом двигательном действии может быть полным лишь тогда, когда ознакомление с ним включает реальное «прочувствование» движений. Чтобы облегчить первые попытки выполнить сложное действие, его упрощают путем расчленения или выделения отдельных звеньев, используют

5 вспомогательные снаряды для направленного прочувствования, а также оказывают физическую помощь. Если пробные попытки оказываются удачными, то на этом, по сути, и завершается первый этап обучения. Первые попытки выполнения действия имеют важное дидактическое значение даже в тех случаях, когда они не удаются. И в этих случаях они помогают обучаемому реально оценить свои возможности, а преподавателю дают информацию, позволяющую уточнить предстоящий объем учебной работы, индивидуализировать методику и дальнейшие пути обучения. «Теория поэтапного формирования действий и понятий», предложенная П.Я. Гальпериным (1965) дает принципиальное доказательство возможности освоения двигательных действий с заданным результатом, то есть овладение им без проб и ошибок. Согласно данной теории каждое действие представляет собой единство трех частей: ориентировочной, исполнительной, контрольно-корректировочной. Ориентировочная часть выполняет функции программы действия, на основе которой осуществляется исполнительная часть; параллельно с исполнением осуществляется контроль: результаты действия сопоставляются с заданием программы и оценивается продвижение к цели. Если обнаруживается рассогласование между ориентировочной и исполнительной частями действия, то в последнюю вносят коррективы, если эти части действия согласованы, но продвижение к цели не удовлетворительно, то корректируется ориентировочная часть действия. Обучение наиболее эффективно, если учитель управляет формированием ориентировочной части, основы действия. Непосредственное овладение двигательным действием начинается с формирования знания о сущности двигательной задачи и пути ее решения. Учитель должен обратить внимание ученика именно на те элементы изучаемого действия, от которых зависит успешность его выполнения. Объекты, требующие концентрации внимания при исполнении действия,

6 называют «основными опорными точками ООТ», а их совокупность, составляющую программу действия, называют «ориентировочной основой действия ООД». Основной задачей тренировочного процесса в художественной гимнастике является техническая подготовка гимнасток, особенно в упражнениях с предметами. Наиболее сложным при этом являются бросковые элемнты. При их выполнении гимнастки допускают наибольшее количество ошибок, при чем наиболее серьезные ошибки гимнастки совершают в упражнениях с мячом. Кроме того, технический арсенал художественной гимнастики неограничен и постоянно обновляется. В связи с этим овладение новыми движениями в кратчайшие сроки представляется принципиальным и важным. Поэтому «теория поэтапного формирования действий и понятий» П.Я.Гальперина (1965) является наиболее подходящей основой для разработки методики обучения ловле мяча, так как сокращает сроки обучения и позволяет минимизировать ошибки.

7 Глава 2. Цель, задачи, методы исследования Цель исследования: разработать систему подводящих упражнений, направленных на формирование двигательных представлений по основным опорным точкам ловли мяча, с целью повышения эффективности обучения данному элементу Задачи. 1. Изучить особенности техники ловли предмета и наиболее перспективные подходы к обучению данному элементу. 2. Выявить наиболее распространенные способы ловли мяча, степень трудности их выполнения и особенности обучения. 3. Выявить уровень владения ловлей мяча гимнастками первого разряда. 4. Разработать систему подводящих упражнений для обучения ловле мяча и экспериментально проверить ее эффективность Методы исследования. 1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников. 2. Педагогическое наблюдение. 3. Педагогический эксперимент Теоретический анализ и обобщение литературных источников проводился с целью выявления значения бросков и ловли предметов в упражнениях художественной гимнастики, изучения особенностей техники ловли мяча и наиболее перспективных подходов к обучению данному элементу. Анализируя литературу по теории и методике физического воспитания, были рассмотрены современные подходы к обучению двигательным действиям. Всего было проанализировано 32 литературных источника Педагогическое наблюдение проводилось для выявления предмета, при выполнении бросков и ловли которого гимнастки допускают наибольшее количество ошибок (протокол наблюдения см. приложение 2). Наблюдение

8 проходило на соревнованиях «Первенство Санкт-Петербурга среди девушек» за гимнастками, выступающими по программе первого взрослого разряда. Всего было просмотрено 150 композиций (30 гимнасток). Для анализа потерь предметов были отобраны 12 гимнасток с наибольшим количеством потерь Педагогический эксперимент был проведен с целью проверки эффективности разработанной системы подводящих и специальноподготовительных упражнений. Для его проведения были организованы контрольная и экспериментальная группы гимнасток по 8 человек в каждой (возраст 7-8лет).В контрольной группе обучение ловле мяча проходило по традиционной методике, преимущественно с использованием целостного метода обучения. В экспериментальной группе обучение происходило на основе разработанной методики. Перед экспериментом была проверена однородность групп по следующим показателям: уровень развития координационных способностей (тест Фирилевой Ж.Е.,1981), уровень сформированности умений владения элементами со скакалкой (вращение, прыжки через скакалку), успеваемость в школе. Гимнастки контрольной и экспериментальной группы одинаково не владели ловлей мяча. Программа обучения была разработана на основе положения теории П.Я.Гальперина о «поэтапном формировании действий и понятий». Согласно данной теории была сформирована ориентировочная основа действия (ООД) ловли, выделены основные опорные точки (ООТ). С целью формирования представления по этим ООТ и были подобраны подводящие и специальноподготовительные упражнения. Педагогический эксперимент проводился в естественных тренировочных условиях. Выполнение заданий программы осуществлялось в основной части урока в течение минут. Эксперимент длился один месяц, режим занятий - три тренировки в неделю. В контрольной группе обучение проходило в таком же режиме.

9 После проведения эксперимента оценивалось качество исполнения следующих упражнений с мячом: ловля мяча после ката по полу, передача мяча вокруг туловища, бросок и ловля мяча одной рукой. Оценивание производилось с помощью метода экспертной оценки. статистики. Все данные обрабатывались с помощью методов математической Коэффициент вариации: SX V = 100% ; X где SX - среднее квадратическое отклонение, Х -среднее арифметическое. (Xi -X) SX = ; n-1 где n - объем выборки. Ошибка среднего арифметического: SX= (Хi-Х) n (n-1) Т - критерий Уайта использовался для проверки нулевой гипотезы при сравнении выборок с попарно не связанными вариантами.

10 Глава 3. Методика обучения ловле мяча. Данная методика разработана на основе положения П.Я.Гальперина(1965) о «поэтапном формировании действий и понятий» и позиций теории обучения двигательным действиям М.М.Богена(1985). В соответствии с фазами ловли предмета, выделенными Т.С.Лисицкой(1982), были описаны основные опорные точки (ООТ) ловли мяча. В некоторых случаях двум фазам соответствовала одна ООТ, например, во второй и третьей фазах. Предлагаемая методика ориентирована на минимизацию ошибок в процессе обучения и предусматривает выполнение подводящих упражнений, подобранных для каждой ООТ, что способствует созданию представлений и ощущений у гимнасток по выделенным ООТ. Овладение новым двигательным действием возможно, когда у обучаемого сформированы представления по всем ООТ. Двигательные представления формируются по мере накопления двигательного опыта, поэтому чем богаче двигательный опыт, тем вероятнее наличие в нем представлений, необходимых при освоении нового действия. Например ООТ, включающая перекат мяча с пальцев на ладонь, при методически правильном обучении упражнениям с мячом, должна уже присутствовать в двигательном опыте гимнасток. Поэтому перекаты и передачи мяча включаются в методику с целью возобновления ощущений по данной ООТ. ООТ, включающая сопровождение мяча рукой с целью уменьшения его скорости падения, отстствует в двигательном опыте гимнасток, поэтому основные усилия в процессе обучения направлены на формирование представлений и ощущений по данной ООТ. Опускание мяча в специальной сеточке, предлагаемое в данной методике, является одним из способов замедления скорости падения мяча и позволяет гимнасткам прочувствовать и сконцентрировать внимание на положении руки, тела и ног в данной фазе.

11 Таблица 1 Схема процесса формирования ориентировочной основы действия ловли мяча Фазы ООТ Возможные ошибки 1.Фаза ориентации 2.Фаза выравниван ия скоростей. 3.Фаза первичного захвата предмета. 4.Фазааморт изации. Гимнастка продолжает следить за мячом, который начинает падение, оценивает его скорость (в зависимости от высоты самого броска) и принимает позу готовности к ловле: гимнастка, стоя на полупальцах, тянет руку по направлению к мячу (ООТ-1). Гимнастка начинает опускать руку со скоростью падения мяча, тем самым сопровождая его (ООТ-2). Гимнастка осуществляет касание мяча пальца-ми и дальнейший его перекат на ладонь с одновременным опусканием руки и сгибанием коленных суставов (ООТ-3). При правильном объяснении ошибки не проявляются. Невыполнение гимнасткой данной фазы, что ведет к возникновению ошибок, присущих фазам первичного захвата и амортизации. Отскок мяча от пальцев. Хлопок мяча при ловле (т.е. ловля мяча на ладонь, без переката через пальцы). Скатывание и падение мяча с ладони. Причины ошибок Неумение сопоставить движение руки и скорость падения мяча. Сильное сгибание лучезапястного сустава, разведенные пальцы. Сильное сгибание лучезапястного сустава, разведенные пальцы. Переразгибание руки в лучезапястном суставе или опускание руки с недостаточной скоростью. Частные задачи Создать представление о фазе ориентации. Создать представление о фазе выравнивания скоростей. Восстановитьп редшествующи й опыт ловли мяча при выполнении сходных упражнений. Средства и методические приемы Выполнение броска без ловли. Указать: рука вытягивается к мячу, мяч ловить после отбива. Использовать: показ и объяснение, демонстрация фотоматериалов, т.к. данная фаза субъективно не выделяется (гимнастки ее не ощущают) гимнасток необходимо проинформировать, что для плавного контакта руки с мячом необходимо некоторое время сопровождать рукой мяч со скоростью его падения. Перекаты мяча по полу и ловля его. Упражнение выполнять в парах, уточнить технику ловли, указав, что мяч закатывается на ладонь через пальцы, мяч к предплечью не прижимать. Скатывание мяча по наклонной поверхности (гимнастическая скамейка) с последующей ловлей мяча. Передача мяча одной рукой в парах. Ловля мяча, спускаемого в специальной сеточке.

12 5.Фаза гашения скорости падения предмета. Продолжается сгибание в коленных суставах гимнастка опускается на пятки. Мяч давит на ладонь, рука, слегка согнутая в локтевом суставе, замедляет скорость падения мяча (ООТ-4). Прижимание мяча к предплечью. Прижимание мяча к плечу. Потеря мяча. Недостаточное сгибание руки в локтевом суставе или сильное сгибание лучезапястного сустава. Рука сильно согнута в локтевом суставе. Гимнастка резко замедляет скорость падения мяча. Отведение руки с мячом в сторону, а не вниз Разучить ловлю мяча в облегченных условиях, замедлив его скорость падения Ловля мяча, спускаемого в специальной сеточке (тренер, стоя на гимнастической скамейке, медленно опускает мяч в сеточке, гимнастка, стоя напротив тренера, выполняет ловлю мяча). Акцентировать внимание на всех фазах ловли: подготовка руки, встреча мяча пальцами, ловля мяча с перекатом через пальцы на ладонь с одновременным опусканием руки и пружиной ногами. Указать, что рука плавно опускается вниз, немного сгибается в локте. Ловля воздушного шарика. Использование облегченного предмета обостряет нервномышечное ощущение, способствует более четкому дифференцированию нервно-мышечных усилий и проприоцептивной чувствительности 6.Фаза активного воздействия на предмет Гимнастка осознает уверенность в ловле мяча и имеет возможность изменить его траекторию движения (ООТ- 5). Потеря мяча. Резкое изменение траектории движения мяча. Совершенство вать умение удерживать мяч при выполнении фигурных движений Выполнение махов, кругов, выкрутов в усложненных условиях (в сочетании с упражнениями без предмета, с отключением зрительного анализатора). После того как у гимнасток сформировались двигательное, логическое и зрительное представления можно предложить им выполнить ловлю мяча после броска, тем самым завершив первый этап обучения. При этом могут проявиться вышеупомянутые ошибки, тогда определив их причину можно вернуться к предложенной схеме обучения и повторить отдельные упражнения.

13 Учебный план-график. занятия Упражнения Выполнение броска без ловли. Объяснение, показ и демонстрация фотоматериалов для создания представления о фазе выравнивания скоростей. Перекаты мяча по полу и его ловля. Скатывание мяча по наклонной поверхности с последующей ловлей мяча. Передача мяча одной рукой в парах. Ловля мяча, спускаемого в специальной сеточке. Ловля воздушного шарика. Выполнение махов, кругов, выкрутов в сочетании с упражнениями без предмета Выполнение махов,кругов, выкрутов с отключением зрительного анализатора. Выполнение махов,кругов, выкрутов в условиях нарушения вестибулярной устойчивости. Выполнение ловли мяча после броска.

14 Глава 4. Результаты исследования Результаты педагогического наблюдения. В ходе педагогического наблюдения фиксировались потери предметов, совершаемые гимнастками при выполнении композиций и сбавки за эти потери. Результаты наблюдения представлены в таблице 2. Таблица 2. Потери предметов в упражнениях гимнасток первого взрослого разряда и сбавки за допущенные потери. скакалка обруч мяч булавы лента Гимнастки Количество Стоимость Количество Стоимость Количество Стоимость Количество Стоимость Количество Стоимость потерь сбавки потерь сбавки потерь сбавки потерь сбавки потерь сбавки 1 1 0,4 1 0,2 1 0,2 1 0,4 1 0,1 1 0,2 1 0,1 2 0,1 1 0,1 1 0,2 1 0,2 1 0, Всего: 5 0,4 6 1,1 9 2,0 9 0,9 6 1,0 % 14,4 7,4 17,1 20,4 25,7 37,0 25,7 16,7 17,1 18,5 Из таблицы 2 видно, что наиболее часто гимнастки совершают потери при выполнении композиций с мячом и булавами. Потери по данным предметам составили 25,7% от общего количества потерь. На втором месте композиции с обручем и лентой (17,1%). Реже гимнастки теряют скакалку

15 (14,4%). Но по стоимости сбавок за допущенные потери первое место занимают композиции с мячом (37%), на втором месте с обручем (20,4%), затем с лентой (18,5%), с булавами (16,5%) и со скакалкой (7,4%). Высокий процент потерь мяча и сбавок за них можно объяснить тем, что мяч, из-за своей формы, веса, упругости, а также техники ловли в свободный хват одной рукой, является наиболее сложным и трудным предметом художественной гимнастики. Потери совершаемые при выполнении композиций с мячом, могут быть как незначительными (сбавка 0,1,если предмет взят сразу же или после одного шага), так и значительными (сбавка до 0,3, если предмет взят после большого перемещения по площадке). При потере мяча, если гимнастка быстро не среагировала на падение предмета, существует возможность выхода мяча за пределы площадки, а следовательно и гимнастки, за что предусмотрены дополнительные сбавки. Поэтому можно сделать вывод, что при выполнении бросков и ловли мяча гимнастки допускают наибольшее количество ошибок, что доказывает необходимость совершенствования методики обучения ловли данного предмета Результаты педагогического эксперимента. Перед началом эксперимента была проверена однородность контрольной и экспериментальной групп. Таблица 3. Статистические различия гимнасток контрольной и экспериментальной групп по выделенным показателям. Показатели Тф Тст 1. Координация 61,5 2. Владение скакалкой 68, Успеваемость 60,0

16 Из таблицы 3 видно, что Тф больше Тст, при p<0,05 по всем трем показателям, следовательно, статистические различия не достоверны. Отсутствие достоверных различий в группах по данным показателям позволяет считать их однородными. Таблица 4. Результаты оценивания контрольных упражнений с мячом экспериментальной и контрольной групп после эксперимента. Упражнения X Sx Тст Тф с мячом экспериментальна контрольная я группа группа Ловля мяча после правая рука 4,87 0,03 4,80 0,03 55,0 ката по полу левая рука 4,84 0,03 4,78 0,5 Передача мяча вправо 4,91 0,02 4,83 0,04 при 46,0 вокруг туловища влево 4,89 0,02 4,80 0,03 p<0,05 51,0 Броски и правая рука 4,92 0,02 4,83 0,02 48,0 ловля мяча левая рука 4,90 0,02 4,81 0,03 46,0 Из таблицы 4 можно увидеть, что средние оценки контрольной и экспериментальной групп за выполнение ловли мяча после ката по полу и передачи мяча вокруг туловища влево достоверных различий не имеют, так как Тф больше Тст. Из этого можно сделать вывод, что навыком удержания мяча гимнастки обеих групп владеют в равной степени. Средние оценки за выполнение бросков и ловли мяча имеют достоверные различия, так как Тф меньше Тст, что свидетельствует о более высоком уровне владения данным элементом гимнастками экспериментальной группы.

17 Выводы 1.Установлено, что броски и ловля предметов являются фундаментальной группой в упражнениях художественной гимнастики. По мнению специалистов, данные структурные группы являются наиболее распространенными, что обусловлено возможностью их использования со всеми предметами художественной гимнастики. Однако, по данным анкетирования и анализа литературных источников выявлено, что единого подхода к обучению ловле мяча не существует, что свидетельствует о необходимости разработки более эффективных подходов к обучению. 2. По данным анкетирования выявлено, что наиболее распространенными способами ловли мяча являются: ловля в свободный хват (Х=2,75 0,16), ловля ногами (Х=2,25 0,16) и ловля в стопор (Х=2,0 0,18). В меньшей степени используются такие способы ловли, как ловля за спиной (Х=1,63 0,18) и ловля двумя руками (Х=1,25 0,16). 3. Результаты анализа выступлений гимнасток на соревнованиях свидетельствует о низком качестве исполнения бросков и ловли предметов, обусловленное большим количеством потерь (скакалка - 14,4%; обруч - 17,1%; мяч - 25,7%; булавы - 25,7%; лента - 17,1%). Исходя из ошибок, совершаемых при выполнении данных структурных групп, было выявлено, что наивысший процент потерь и сбавок за них, допускается гимнастками в композициях с мячом (25,7% - потери, 37% - сбавки), что свидетельствует о низком уровне владения ловлей мяча. 4. Выявлен невысокий уровень владения ловлей мяча у гимнасток первого разряда (X=4,79 0,02),что доказывает необходимость разработки методики обучения данной структурной группе. 5. Оптимизация обучения ловле мяча возможна на основе использования принципов теории «поэтапного формирования действий и понятий» П.Я.Гальперина. Выделение основных опорных точек ловли мяча позволило

18 подобрать подводящие упражнения, с помощью которых возможно успешно формировать двигательные представления. 6. Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют о преобладании экспериментальной группы над контрольной в уровне владения ловлей мяча (левая рука: Тф=48, правая рука: Тф=46, при Тст=49; p<0,05),что доказывает эффективность разработанной методики обучения.

19 Список литературы 1. Аверкович Э.П. Анализ произвольных упражнений в художественной гимнастике и пути совершенствования исполнительского мастерства сильнейших гимнасток: Автореф. дис. канд. пед. наук.- / ГЦОЛИФК. М., с. 2. Бирюк Е.В., Овчинникова Н.А. Совершенствование технической подготовленности во владении предметами художественной гимнастики // Гимнастика Вып.1-й.-С Боген М.М. Обучение двигательным действиям.-м.:фис, с. 4. Варакина Т.Т., Кудряшова Л.Н., Маркова Т.П. Упражнения с предметами.- М.:ФиС, с. 5. Гальперин П.Я.О психологической основах программированного обучения // Новые исследования в пед. науках.-м.,1965.-вып.4.-с Гулбани Р.Ш. Техническая подготовка в художественной гимнастике на основе обучения базовым упражнениям (на примере упражнений с обручем): Автореф.дис.канд. пед. наук / ГЦОЛИФК.-М., с. 7.Евсеев С.П. Императивные тренажеры: Учеб. пособие / ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта.-С-Пб., с. 8. Ключникова А.Н. Создание представлений о бросковых элементах с мячом в художественной гимнастике: Автореф.дис...канд. пед. наук / ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта.-С-Пб., с. 9. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культуры /Под.общ. ред. Л.П.Матвеева, А.Д.Новикова.-М.:ФиС, с. 10. Шулико Н.М. Специально-подготовительные упражнения для овладения юными гимнастками техникой сложных упражнений с мячом:автореф. дис. канд. пед. наук / ГДОИФК им.п.ф.лесгафта.-л., с. 11. Художественная гимнастика: Учебник для ин-тов физ. культуры /Под.ред. Т.С. Лисицкой.-М.:ФиС, с.


Т.А. Марищин развивать способность конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими; выработать умения анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других, а также умение быть независимым,

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Целенаправленное развитие гибкости гимнасток 8-9 лет средствами хореографии»» Т ренер-препо давател ь отделения спортивной гимнастики МБУ ДО ДЮСШ 1 им. С.Т.Шевченко Арнаутова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КИРОВСКАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по художественной гимнастике для спортивно-оздоровительной

Замес У 1ВЬГЖДАЮ а по спюртивной работе и Леших достижений & ЛО «ОК СШОР» Сотников А.Н. 2018 г. НОРМАТИВ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ГРУППЫ ПО ХУДОЖ И ГИМНАСТИКЕ Государственного бюджетного учреждения Липецкой области

Физиологические особенности подготовки юных спортсменок в художественной гимнастике Фадеева Карина Ергалиевна магистрант Новосибирского государственного педагогического университета. Аннотация: В данной

Задачи урока: План-конспект урока по физической культуре для учащихся 6 класса «Волейбол. Передача мяча двумя руками сверху». 1. Обучение передаче мяча 2-мя руками сверху, закрепить перемещения в стойке

Повышение функциональных возможностей вестибулярного аппарата в баскетболе за счет средств специальной тренировки. Настоящее исследование посвящено вопросам совершенствования процесса спортивной тренировки

УДК 796/799 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ПОВЫШЕННОЙ КООРДИНАЦИ- ОННОЙ СЛОЖНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ ГИМНАСТОК 9-10 ЛЕТ Гуртовая Н. В. Научный руководитель: к.п.н., доцент Соболева Наталья Владимировна Эмоционально

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3» План конспект урока по физической культуре в 5 классе Тема: «Передача мяча плеча» Раздел: «Спортивные игры. Баскетбол»

Пояснительная записка Цель программы комплексное эстетическое развитие посредством изучения основ хореографического искусства, а также общее музыкально-эстетическое воспитание и развитие ребенка, развитие

СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ ПРЕДСТАРТОВОЙ РАЗМИНКИ ГИМНАСТОК ВЫСОКОГО КЛАССА Быстрова Инна Валентиновна Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия Аннотация.

УДК 796.412.22 Ю. Е. Куценко, Л. В. Тарасова СРЕДСТВА И АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОК ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Актуальность. Художественная гимнастика является олимпийским видом спорта. Каждые

План конспект урока физической культуры 43 для учащихся 7 «А» класса Раздел: Гимнастика Тема: Опорный прыжок, способом «согнув ноги». Задачи урока: 1. Разучить комплекс общеразвивающих упражнений с предметами

План конспект урока по физической культуре в классе Раздел Раздел: Баскетбол Тема урока: Броски мяча в корзину в движении. Тип урока: Совершенствование Цель урока: Закрепление и совершенствование в кольцо

СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ДЗЮДОИСТОВ ДЕТСКО- ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА На этапе предварительной подготовки у девочек и мальчиков 10 12 лет, занимающихся в ГНП (группах начальной подготовки) 1, 2 года обучения, закладывается

МЕТАНИЕ СПОРТИВНОГО СНАРЯДА 26.05.2014 Порядок проведения испытаний Метание теннисного мяча в цель. Для метания теннисного мяча в цель используется мяч весом 57 г. Метание теннисного мяча в цель производится

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи «Взлёт» Невского района Санкт-Петербурга РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «КИРОВСКАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ по художественной гимнастике для группы спортивного совершенствования

Художественная гимнастика Доска Помощи Эта Доска Помощи Художественной гимнастики в Интернете предназначена для разъяснения сложных параграфов Правил соревнований ФИЖ. Цель ТК ХГ состоит в том, чтобы исключить

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ по предмету «Физическая культура» 9-11 класс Тестирование уровня знаний в области физической культуры и спорта 1. Под техникой двигательного действия

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА-2» г.о.троицк ДОКЛАД По методической разработке Бадрудинова Алексея Сергеевича Тема: «Характеристика,

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БИАТЛОНИСТОВ 13 17 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ТРЕНИРОВКИ Воропай М.К., Демко Н.А., канд. пед. наук, доцент, Листопад И.В., канд. пед. наук,

FEDERATION INTERNATIONALE DE GYMNASTIQUE ПРАВИЛА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ 2013-2016 ERRATA (НОЯБРЬ 2012) СТРАНИЦА 3 Пункт 1.5.5 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Не разрешается использовать не типичную для

Приложение 5 зачисления в группы на этапе начальной подготовки Развиваемое физическое качество качества Контрольные упражнения (тесты) И.П. - сед, вместе Наклон вперед Фиксация положения 5 счетов И.П.

1.Результаты освоения курса «Атлет» Программа объединения дополнительного образования «Атлет» Цель программы улучшение качества и повышение эффективности учебно-тренировочного процесса. Для достижения

Приложение 2 Требования и нормы по направлению «Физическая культура» по профилю подготовки спортивная тренировка в избранном виде спорта «Теория и методика лыжного спорта» По трем дисциплинам максимальное

Легкая атлетика 1. Круговые движения в шейном суставе(произвольно.) 2. Рывки руками (вверх/вниз):и.п.-правая рука вверху левая внизу, на 1-2 рывки руками на 3-4 смена рук. 3. Круговые движения в плечевом,

Управление образования Администрации города Пскова Муниципальное бюджетное учреждение дополнительо образования «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр «Юность» Принято на заседании Педагогического

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Кировская детско-юношеская спортивная школа» Конспект учебно-тренировочного занятия по художественной гимнастике «Отработка

На правах рукописи Агостини Паломарес Барбара Ракель Обучение бросковым элементам повышенной трудности в художественной гимнастике 13.00.04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,

МЕТОДИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРОТИВОБОРСТВО В ПАРТЕРЕ Светик К.С. Светик Кирилл Сергеевич магистрант, направление: профессиональное образование

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Города Москвы «Школа 2000» (ГБОУ Школа 2000) «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа 2000 А.В. Кондрашов Приказ 01\08

Конспект урока по физической культуре в 3 классе по разделу «Баскетбол» Задачи урока: 1. технику ловли мяча двумя руками. 2. технику передачи мяча от груди двумя руками, одной рукой от плеча. 3. технику

РАЗДЕЛ 3. СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УДК 796.412.2 15 Ключинская Татьяна Николаевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка д/с «Сказка» г.белоярский Утренняя гимнастика с родителями и детьми подготовительной к школе группы

Пояснительная записка В настоящее время баскетбол, как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться успехов на

Приложение 2 к Правилам приема в МБУ МОГК ЦРВС 3 Требования, предъявляемые к уровню физических (двигательных) способностей и к психологическим м поступающих в учреждение по каждому этапу спортивной подготовки

Галимов Азат Мусавирович старший преподаватель ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России г. Уфа, Республика Башкортостан Васильева Эльвира Мансуровна старший преподаватель

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ДЕТСКО- ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА» Учебное пособие «Акробатические

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 2 VIII вида» Методическая разработка по ритмике к разделу «Ритмико-гимнастические упражнения» «Общеразвивающие ритмико-гимнастические

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Конспект урока по физической культуре в 7 классе. Тема: «Обучение технике удара в волейболе» Образовательные задачи: Формирование основ знаний о технике выполнения удара в волейболе. Оздоровительные задачи:

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ОРУ С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ Таблица 27 1. И.п. стойка, палка к плечу. 1. - левой рукой хват у плеча; 2. - палка внизу; 3. - палку к левому плечу, хват правой рукой у плеча; 4. - правую

1. Результаты освоения внеурочной деятельности В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья

ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ для учащихся 5 класса Тема: Баскетбол: обучение техническим и тактическим м, игре по правилам. Цель: обеспечить усвоение учащимися технических (ведению мяча змейкой,

1.5.4. Сбавка Судьи по Трудности (D): 0.50 балла, если используется музыка со словами, а тренер не указал в официальной D карточке, в каком упражнении используется музыка с голосом и словами. Официальная

Раздел Профессиональная деятельность Учет индивидуальных особенностей учащихся. Развитие прыгучести Многократные прыжки вверх, отталкиваясь двумя ногами. Прыжок согнувшись с поднимание коленей к груди

ФОРМИРОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ Савельева Д.Ю., Арутюнян Н.М. Филиал федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального

ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ для учащихся 5 класса Тема: Физические упражнения на развитие основных физических качеств: гибкости, координации движений, силы на материале «Гимнастики с основами

Контрольно-переводные нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе начальной подготовки Развиваемое физическое качество Гибкость Контрольные упражнения

План конспект открытого урока по спортивным играм По баскетболу месяц, год проведения 28. 10. 2014 г. Класс 5а количество учеников 21 чел. Тип урока учебно-тренировочный Задачи урока 1.Образовательные

Художественная гимнастика Доска Помощи Эта Доска Помощи Художественной гимнастики в Интернете предназначена для разъяснения сложных параграфов Правил соревнований ФИЖ. Цель ТК ХГ состоит в том, чтобы исключить

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования городского округа Самара «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва 5» Методическая разработка «Искусство

Главной целью обучения на занятиях физической культурой и спортом является овладение двигательными навыками. Двигательные навыки это те двигательные действия, которыми человек овладел в результате обучения.

Конспект нестандартного урока по физической культуре «Юные олимпийцы» для учащихся 6 класса. Место проведения: спортзал школы ФИО учителя: Габдрахимов Радик Рифович Вид урока: совершенствование Тип урока:

Лозанна, 16 марта 2018 года Всем Национальным Федерациям ФИЖ 2018 Правила судейства Вопросы и ответы Технический Комитет ФИЖ по художественной гимнастике любезно представляет «Вопросы и ответы» в помощь

Упражнения для совершенствования навыка владения мячом в баскетболе. Основными средствами повышения технического мастерства баскетболистов являются упражнения по технике, тактике и двусторонние игры. Уровень

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Железнодорожного района города Ростова-на-Дону «Детско-юношеская спортивная школа 5» ПРИНЯТА: УТВЕРЖДАЮ: на заседании методического Директор

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» городского округа Тольятти КОНСПЕКТ учебного занятия по футболу «Юный футболист» Образовательная

Материал подготовила инструктор по физической культуре Прокопенко Ирина Владимировна Консультация для родителей на тему: «Фитбол-гимнастика для детей» Фитбол-гимнастика это занятия на больших упругих мячах.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Гимнастика» относится к физкультурно-спортивной направленности, уровень освоения ознакомительный. Актуальность программы. Тема здоровья и физического развития детей была,

Гимнастика относится к технико-композиционным видам спорта. Спортивное достижение в значительной мере определяется степенью владения и сложностью технических навыков (техники). При этом нужно различать технику упражнений с предметом и без предмета.

Кажущееся благодаря различным вариациям и комбинациям многообразие техники сводится к нескольким характерным техническим и структурным группам упражнений.

Структурные группы упражнений без предмета. Различаются следующие группы упражнений без предмета: шаговые комбинации, прыжки, стойки, повороты, маховые движения, волны, наклоны корпуса и элементы, выполняемые на полу.

Шаговые комбинации

Общими техническими признаками этих элементов являются продвижение вперед и цикличность. Комбинированные шаги, основу которых составляют ходьба, бег, подскоки, придают упражнению широту движений и разнообразие и хорошо подчеркивают характер и ритм музыки. Возможны разнообразные комбинации шагов с участием головы и рук, а также круговые движения вокруг оси корпуса.

Прыжки

Структура движения в прыжках характеризуется толчком, полетом и фазой приземления. Прыжки выполняются как нецикличные элементы по определенным правилам эстетики движения. Толчок начинается с определенного в зависимости от прыжка сгиба суставов ног, колен, корпуса. Силовой толчок всегда должен заканчиваться напряжением всех суставов и переходить в вертикальный прыжок, прыжок с продвижением вперед или прыжок с поворотом.

Многообразие прыжков и их специальные названия следуют из характерного положения тела в фазе полета. В этой фазе достигается полное выражение техники прыжка в соответствии с требованиями и фиксируется на короткое время положение корпуса, головы, рук.

Основной задачей при приземлении является достижение посредством сгиба суставов ног, колен и бедер бесшумного приземления, что приводит гимнастку в состояние покоя или создает переход к следующему элементу. Участие ног в толчке и приземлении точнее характеризует имеющееся разделение прыжковых элементов.

Различают прыжки с толчком двумя ногами и приземлением на две ноги (заключительные прыжки), прыжки с толчком одной ногой и приземлением на ногу, производящую маховые движения (прыжки с перешагиванием), прыжки с толчком одной ногой и приземлением на опорную ногу (подбивной прыжок).

Стоики и повороты

Стоики и повороты предъявляют высокие требования к умению держать равновесие. Гимнастка должна держать корпус в равновесии, имея незначительную площадь опоры, а также при постоянном перемещении центра тяжести тела и преодолевая при этом действие силы тяжести и центробежной силы.

Характерные движения проявляются в начальной фазе, фазе стойки или вращения и в заключительной фазе. К начальной фазе элементов на равновесие предъявляются различные технические требования. При этом различают подъем на носок с полусогнутой ноги в колене после предшествующего перемещения вперед массы тела и подъем напряженной опорной ноги на носок с полусогнутого колена.

Маховые движения

Маховые движения требуют дифференцированного приложения силы и хорошей координации движений участвующих в махах частей тела с движением прямых ног, сообщающих импульс телу. При этом важно правильно выбрать момент приложения силы. В зависимости от участия тех или иных частей тела различают маховые движения рук, корпуса и всего тела, которые выполняются в горизонтальном и вертикальном направлениях.

Волны

Волны характеризуются незначительным движением тела вверх и вниз при сохранении точки опоры. Сгиб и распрямление участвующих в волне суставов приводят к противоположно направленным и относительно закругленным перемещениям определенных точек тела. Различают волны корпуса, спины, рук.

Наклоны туловища

Являясь наиболее трудными элементами, наклоны с большой амплитудой требуют максимального прогиба спины вперед и назад. Тело при этом не должно быть закреплено.

Элементы, выполняемые на полу

Элементы, выполняемые на полу, состоят из многих следующих друз за другом и быстро сменяющихся элементов, которые характеризуются нижним упором, образованным с помощью ступней или отталкиванием от ступней (прыжок). В настоящее время на соревнованиях допускаются следующие элементы: стойки на коленях, положения лежа, сидя, смешанные упоры, кувырки, взмахи из положения упора.

Элементы или целые комбинации, выполняемые на полу, играют всевозрастающую роль на современных соревнованиях. Трудность и оригинальность этих эффектных упражнений и комбинаций повышаются благодаря применению техники упражнений с предметом, как, например, взмахи, броски, перекат и подбрасывание.

Структурные группы упражнений с предметом

Композиции упражнений с предметом предъявляют к спортсменкам особые требования, которые состоят из уверенного владения предметом, гармоничного соединения с техникой упражнений без предмета и музыкального сопровождения. Различают следующие структурные группы упражнений: взмахи и круги, круги руками, вращения кисти, броски и ловля, перекат, подбрасывание, вращения предмета, а также спиральные и волнообразные движения.

Взмахи, круги, круги руками

При выполнении взмахов и кругов характерен перенос импульса тела на предмет. Величина и динамика вызывающих импульс движений должны соответствовать массе, величине, форме и материалу предмета.

Круговые вращения кисти.

Под этим понимаются вращения кисти от предмета (например, обруч), а также вращения предмета с помощью кисти (например, мяч). Такие упражнения требуют ловкости и точной координации движений. Эти вращения осуществляются воронкообразным вращением кисти руки при относительно неподвижном лучезапястном суставе. Вращениям способствует пружинное напряжение всего тела.

Броски и ловля

Броски и точный прием предмета требуют высокой точности, хорошей координации и реакции. Путь ускорения и торможения при броске и приеме должен соответствовать нужной высоте броска и характеристике предмета. Время и место броска и приема предмета определяется предусмотренной траекторией полета (вертикально, дугообразно).

Бросок можно сделать в стойке, во время разбега, в прыжке или перед началом вращения. Бросок предмета начинается обычно с глубокого приседания или размахивания и переходит в движение всего тела вверх. При приеме предмета гим-настка вытягивает руку навстречу предмету, опускает его под действием скорости падения предмета или делает вымах.

Перекат.

Мяч, булаву и обруч можно перекатывать по полу или отдельным частям тела. Элементами, которые выполняются при перекате, являются: разведение ног в стороны, стойка, вращения, прыжки и элементы, выполняемые на полу. Размашистая, с участием всего корпуса техника переката является условием точного по времени и месту переката (по прямой линии, дугообразно, с кручением). При перекате предмета по отдельным частям тела необходима наклонная площадь опоры, что возможно при точном приспособлении тела к движению мяча.

Подбрасывание и подскоки.

Подбрасывание может выполняться в соединении с самой разнообразной техникой владения телом и в различных ритмических вариантах с мячом или обручем, по полу или отдельным частям тела. Сгиб и распрямление отдельных суставов, а также движение частей тела вверх и вниз (например, руки, ноги, плечи) постоянно приспосабливаются к движению предмета.

Вращения.

Вращение обруча, мяча и булавы является исключительно упражнением на ловкость. Получив импульс, предмет свободно вращается по полу, на руке или, после дополнительного усилия со стороны спортсменки, в воздухе.

Волны и спирали.

Это упражнения с лентой. Хорошее владение техникой этих упражнений требует дифференцированного приложения силы, большой подвижности и интенсивного участия всего тела. Волнообразные линии возникают при вертикальном или горизонтальном дугообразном движении палки-держателя. Спирали - это следующие друг за другом круговые витки, которые возникают в результате комбинации вращательного и поступательного движения палки-держателя.

Перекаты мяча по предплечью и груди с последующим сбрасыванием на пол. Перекат мяча по руке, с руки на грудь или из одной руки через грудь в другую, по спине должен быть ровным и плавным. Добиться этого можно

только многократными повторениями этих упражнений на уроке и дома.

Подводящие упражнения: 1. И. п. -о. с, руки вперед, мяч на ладонях. Поднимая руки вперед-вверх, перекатить мяч на грудь, прогнуться, затем, опуская руки вперед-вниз, перекатить обратно на ладони.

2. И. п. - о. с, руки вперед ладонями вниз, мяч на тыль ной стороне ладоней. Припод нимая и опуская руки, прока тывать мяч по рукам на грудь и обратно на ладони

3. То же, перекатывая мяч на грудь (на легком беге вперед) и обратно на кисти (на беге назад).

4. И. п. - руки вперед ладонями кверху, мяч на правой ладони.

а) Слегка поднимая правую руку, перекатить мяч на грудь. б) Левой рукой задержать мяч на груди, положив ладонь на мяч сверху. в-г) Повернув левую кисть наружу, принять мяч на ладонь, выпрямляя руку в и. п. Повторить перекат на левой руке.

5. И. п.-руки в стороны, мяч на правой ладони.

1. Слегка поднимая руку, перекатить мяч на грудь.

2. Сгибая левую руку, задержать мяч на груди. То же левой рукой.

Программное упражнение. 6. П п. -о. е., правая рука в сторону, мяч на ладони. 1. Небольшой выпад левой влево, слегка приподнимая правую руку, покатить мяч по руке на грудь. 2. Слегка наклоняясь влево, уронить мяч с левого плеча на пол. 3. Поймать мяч левой рукой снизу после отскока его от пола. 4. Приставляя правую, принять и. п., левая рука с мячом в сторону. Во время переката мяча с руки на грудь туловище слегка отклонить назад и, прогибаясь в груди, повернуть голову налево.

Выкруты мяча. Направление выкрута бывает внутрь и наружу. Движение совершается в вертикальной или горизонтальной плоскости.

Выкрз’т в вертикальной плоскости внутрь. 1. И. п.- правая рука в сторону ладонью вверх, мяч на ладони (рис. 73). Слегка приподнимая руку с мячом, повернуть

кисть на 360° внутрь ладонью вверх. В конце движения руку слегка опустить.

Выкрут в вертикальной плоскости наружу выполняется после окончания выкрута внутрь.

2. И п. - о. с, руки в стороны, мяч на правой ладони. 1-2. Вертикальный выкрут мяча внутрь. 3-4. Вертикальный выкрут наружу. 5-6. Перебросить мяч из правой руки в левую. 7-8. К п. для выполнения упражнения левой рукой.-

3. И п. -то же. 1-2. Шаг левой вперед, приставить правую в полуприсед, вертикальный выкрут мяча внутрь. 3-4. Шаг левой назад, приставить правую в полуприсед. Вер шкальный выкрут мяча наружу. 5-6. Перебросить мяч в левую руку. 7-8. И п.

Выкрут в горизонтальной плоскости внутрь и наружу. 4. И. п. -о. с, правая рука в сторону ладонью вверх, мяч на ладони. Сгибая руку в локтевом суставе, предплечьем и кистью вместе с мячом описать дугу вперед-внутрь (рис. 74), выпрямляя руку в сторону ладонью вверх. Выкрут наружу выполняется таким же движением руки в обратном направлении.

Выкрут внутрь можно заканчивать небольшим броском мяча вверх. Для этого следует слегка опустить руку, а затем небольшим махом бросить мяч вверх, быстро повернув кисть наружу, и поймать его на ладонь снизу.

Горизонтальные выкруты выполняют плавно и слитно, сочетая с полуприседами и небольшими наклонами туловища

Зачетная комбинация с мячом Вальс. Построение в колонну по три в шахматном порядке. И. п. - о. с, руки в стороны, мяч на правой ладони.

вперед, а также с шагами, бегом, танцевальными шагами.


Освоение этих упражнений начинают в I и продолжают во II, III и IV классах. Подготовительные и подводящие упражнения. Эта группа упражнений направлена на развитие силы, гибкости и приобретение специальных навыков и умений, необходимых для более быстрого освоения элементов акробатики учащимися млладших классов.

Выполнять их следует во вводной части, урока в разомкнутом строю, одновременно всем классом, добиваясь при этом широкой амплитуды наклонов, прогибаний, махов, а также четких группировок и отжиманий в упоре лежа.

Выполняя упражнения, подводящие к перекатам и кувыркам, занимающиеся должны получить четкое представление о позах «группировка» и «согнувшись» и о технике перекатов вперед и назад в этих позах.

Группировки

Группировка - положение с плотно согнутыми к груди ногами и наклоненной на грудь головой. Плотность группировки увеличивается за счет захвата кистями рук за середину голеней. В момент захвата колени следует развести так, чтобы подбородок оказался между ними.

Группировка сидя (рис. 1, а). И. п.- сед с опорой на руки. 1-2 - группировка; 3-4 - и. п. То же, но на каждый счет. То же, но из положения лежа на спине.

Группировка в приседе. И, п.- упор присев. 1-2 - группировка в приседе на носках; 3- 4 - упор присев. То же, но на каждый счет. То же, но из основной стойки (о, с.) приседая.

Группировка лежа на спине (рис. 1, б). И. п.- лежа на спине, руки вверху. 1-2 - группировка, поднимая согнутые ноги и таз; 3-4 - и. п. То же, но в более быстром и максимально быстром темпе.

Во всех перечисленных упражнениях вначале отрабатывают точность группировки, для чего ее выполняют с паузой в 1-2 сек., затем добиваются четкости и быстроты: движения делают быстрее и очень быстро, по 4-8 раз подряд. Темп движений учитель регулирует хлопком в ладони или свистком.

Перекаты в группировке

1.перекат назад из седа И.п. – сед, руки в стороны.1-2 - перекат назад, группируясь, до опоры затылком о пол; 3-4 - не останавливаясь, перекатом вперед и. п. То же, но из седа углом с опорой на руки сзади.

2. Перекат назад из упора присев. И. п.- упор присев. 1-2 - группируясь, перекат назад до опоры затылком о пол; 3-4 - не останавливаясь и сохраняя группировку, перекат вперед в и. п. То же, но из о. с. приседая и группируясь. То же, но после прыжка вверх выпрямившись.

3. Перекат назад до опоры ладонями у плеч (рис. 2). И. п.- упор присев. 1-2 - группируясь, перекат назад, в конце" переката опереться ладонями на пол у плеч; 3-4 - не останавливаясь и группируясь, перекат вперед в и. п. То же, но из о. с. То же, но после прыжка вверх.

4. Перекат вперед из стойки на лопатках. И. п.- стойка на лопатках с согнутыми ногами, с опорой руками под спину. 1-2- группируясь, перекатом вперед встать в упор присев; 3-4 - перекатом назад и. п. То же, но из стойки на лопатках с выпрямленными ногами.

Перекаты выполняют в спокойном темпе 3- 6 раз подряд. По мере освоения темп,- регулируемый педагогом, увеличивают.

Поза согнувшись

Поза согнувшись - положение тела с выпрямленными и приближенными к груди ногами, голова наклонена на грудь, ладони у носков ног. Сгибание можно увеличивать за счет захвата руками за голени сзади и притягивания туловища к ногам.

1. Поза согнувшись сидя. И. п.-- сед, руки в стороны. 1 -2 - наклон вперед, приближая грудь к ногам (рис. 3, а); 3-4

И. п. То: же, но увеличивая фиксацию до 3-6 сек. То же, но сгибаясь и разгибаясь в быстром темпе.

2. Поза согнувшись стоя. И. п.- о. с, руки в стороны. 1-2 - наклон вперед, приближая грудь к выпрямленным ногам (рис. 3, б); 3-4 - и. п. То же, но на каждый счет. То же, но увеличивая время фиксации наклона до 3-б сек.

3. Поза согнувшись лежа на спине. И. п лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 - поднять выпрямленные ноги и приблизить их к груди; 3-4 - и. п. То же, но в положении руки вверху.

Вначале, осваивая позу согнувшись, необходимо добиться полного разгибания ног с оттянутыми носками, затем - увеличения амплитуды наклона (желательно до касания грудью бедер) и более длительного времени фиксации позы. Далее сгибания выполняют более быстро сериями (пружинящие сгибания по нескольку раз в темпе).

Перекаты согнувшись

1. Перекат назад из седа. И. п.- сед, руки в стороны. 1 - наклон вперед, руки вниз; 2-3 - перекат назад на лопатки в положении согнувшись, руки на полу; 4 - перекатом вперед согнувшись (не сгибая ног) и п. То же, но из седа ноги врозь, соединяя ноги во время переката назад и разводя, возвратиться в и. п.

2. Перекат назад до опоры ладонями о пол у плеч. И. п. - сед, руки в стороны. 1 -наклон вперед, руки вперед; 2-3 - перекат назад согнувшись на лопатки, сгибая руки к плечам до опоры ладонями о пол; 4 - перекатом вперед согнувшись и. п. То же, но из седа каты в группировке. 1. Перекат назад из седа. И. п.- сед, руки в стороны. углом с опорой на руки сзади.

3. Перекат вперед из стойки на лопатках. И. п.- стойка на лопатках с опорой руками под спину. 1-2 - перекат вперед согнувшись (приближая ноги к груди и не сгибая их) в сед, переводя руки на пол; 3-4 - и. п. То же, но перекат согнувшись в сед углом с опорой на руки. То же, но перекат вперед согнувшись в сед ноги широко врозь с наклоном вперед.

Перекаты выполняют по 3-6 раз подряд в заданном учителем вначале медленном, затем слегка ускоренном темпе. Типичные ошибки: сгибание ног и их быстрое опускание на пол (с ударом пятками).

Основные упражнения

Расположены они в порядке нарастающей сложности. В указанной последовательности их следует и осваивать, включая в каждый урок 1-2 упражнения. Учащимся, быстро осваивающим изучаемые* упражнения, необходимо давать усложненные задания, состоящие из элементов, и соединений того же характера.

1. Перекаты вправо и влево выпрямившись. И. п.- лежа на животе, руки вверху. 1-"2 - перекат вправо на 180° на спину; 3-4 - перекатом влево и. п. То же, но влево. То же, но перекатываясь на 360°. Перекат выполнять без помощи рук, ноги не разводить и не сгибать.

2. Кувырок вперед. И. п.- упор присев, руки на ширине плеч, на расстоянии небольшого шага от ног. 1-2 - толчком ног кувырок вперед, наклоняя голову так, чтобы опереться на мат затылком и шеей (а не лопатками и спиной) и сразу же сгруппироваться, не отпуская рук, до полного завершения кувырка (рис. 4, а); 3;-4 - поворот кругом в и. п.

3. Кувырок вперед скрестный. То же, но во время группировки правая нога перед левой скрестно, с поворотом налево кругом после завершения кувырка. То же, но левая нога перед правой и поворот направо кругом.

4. Кувырок вперед из стойки ноги врозь. И. п.- широкая стойка ноги врозь, с опорой руками на мат на расстоянии шага от ног. 1-2 - слегка толкаясь ногами, кувырок вперед группируясь; 3 - прыжком поворот кругом; 4 - прыжком и. п. То же, но опираясь на одну руку. То же, но без опоры на руки - развести ноги пошире, руки в стороны и, медленно наклоняясь вперед и наклоняя голову на грудь, начать кувырок касанием мата затылком и шеей, затем быстро сгруппироваться, сгибая и соединяя ноги.

5. Кувырок назад на колени. И. п.- сед, руки в" стороны. 1-2 - наклон вперед, руки вперед; 3-4 - кувырок назад на колени (рис. 4, б). Первая часть кувырка аналогична перекату назад согнувшись с опорой на ладони у плеч, далее ноги опускаются на пол за головой, а руки разгибаются, поднимая тело в горизонтальное положение; 5-6 - держать; 7-8 -- кувырком вперед с прямыми ногами и. п. То же, но из упора присев. То же, но из о. с., приседая.

6.- упор присев. 1 - группировка; 2 - кувырок назад (см. рис. 4, а справа налево); 3-4 - два шага вперед в и. п. Легкость выполнения кувырка назад в упор присев во многом зависит от скорости начала переката и плотности группировки; далее, во второй части, важно хорошо опереться ладонями на мат, поставив их ближе к плечам, и не разгибать ноги; в третьей, завершающей части необходимо быстро разогнуть руки и поднять туловище в положение упора присев. То же, но из о. с. приседая. Тоже, но после прыжка вверх выпрямившись. То же, но после прыжка вверх с поворотом на 180°.

7. Кувырок вперед из упора стоя на коленях. И, п.- упор стоя на коленях. 1-2 - небольшое движение назад в сед на пятки; 3-4 - не останавливаясь, толчком ног движение вперед на руки и, наклоняя голову, кувырок вперед в группировке; 5-6 - поворот кругом в и. п. Те же, но скрестный кувырок вперед. То же, но кувырок вперед на одну ногу. То же, но кувырок вперед с выпрямленными ногами в сед.

8. Кувырок назад, в упор стоя на колене. И. п.- сед, руки в стороны. 1 -2 - наклон вперед, руки вперед; 3-4 - перекат назад, согнувшись до опоры руками на мат, затем, приближая ноги к полу, продолжая вращение назад, встать на колено правой ноги, приподнимая левую назад, разгибая руки и слегка прогибаясь (рис. 5, 1-3); 5-6 - держать; 7-8 - кувырком вперед согнувшись и. п. То же, но на колено левой ноги. То же, но из упора присев. То же, но из о. с

9. Кувырок вперед шагом вперед.* И. п.- о. с. 1-2 - широкий шаг вперед в положение выпада с опорой на руки (руки на расстоянии шага от ноги); 3-4 - кувырок вперед в группировке; 5-6-.прыжком поворот кругом; 7-8 - о. с. То же, но с другой ногой. То же, но кувырок на одну ногу, вставая с шагом вперед. То же, но с опорой на одну руку. То же, но без опоры на руки - в этом варианте руки следует держать в стороны и в первых попытках слег? ка касаться мата тыльной стороной кисти. Голова наклоняется на грудь так, чтобы опереться на мат затылком и шеей (а не лопатками и спиной), далее выполняется группировка.

10. Кувырок назад в полушпагат. Выполнение аналогично кувырку назад в упор стоя на колене (упр. 8, рис. 5), далее занимающийся перемещает массу тела назад в сед на пятку одной ноги, отводя другую назад и выпрямляясь в положение полушпагат (рис. 5, 4). То же, но на другую ногу. То же, но из упора присев. То же, но из о. с. приседая.

11. Перекаты прогнувшись в упоре лежа. И. п.- упор лежа прогнувшись. 1-2 - перекат вперед прогнувшись с бедер на живот и грудь, сгибая руки и поднимая выпрямленные ноги в положение, близкое к стойке на груди (рис. 6);! 3-4 - перекатом назад прогнувшись и. п.

12. Перекат назад согнувшись. И. п. - о. с. 1-2 - наклоняясь вперед и отводя руки вниз-назад, опуститься в сед согнувшись, не сгибая ног и смягчая руками падение на мат; 3- 4 - не останавливаясь и сохраняя согнутое положение, перекатиться на лопатки, руки остаются на полу вдоль туловища (рис. 7). То же, но в стойку на лопатках.

Во всех упражнениях обращать особое внимание на страховку и самостраховку.

Рассказать друзьям